logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Собственные и нарицательные существительные»

1. Прочитайте рассказ «Два слова: Волга и река» и докажите, что это текст. Дополните его именами собственными в пустых местах.
Два слова: Волга и река
Повстречались как-то два слова: «В(в) олга» и «(Р)река». Г_ворит В(в)олга реке: «Подумаешь, слово «река»! Рек-то знаешь на свете сколько: и______________, и__________________ и________________! Скажешь «река», и никто не поймёт, о какой реке ты говоришь. А если кто услыш_т слово «В(в)олга», тот уж никак не ош_бётся, что реч_ идёт о великой рус_кой реке!
Так заг_рдилось слово «В(в)олга», что прод_лжало разгорячено хвастаться:
-Ты какая-то река, а я – В(в)олга! Ни с чем не перепутаешь меня, мою обш_рную водную гла_ь!
Вот как обрадовалось слово «В(в)олга». Но не тут то было! Слово река ответило:
-Да, ты обозн_чаешь великую рус_кую р_ку и… только её. А я одновр_менно могу быть и (А)африканским Н(н)илом, и (С)сибирским Е(е)нисеем и О(о)кой, твоим притоком и тобой могу быть!
Не нашло слово В(в)олга, что ответить слову «р_ка». Поняло оно, что неплохо было бы подумать, перед тем, как хвастат_ся..

volga

volga

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вставьте пропущенные буквы в словах и выделите орфограммы. Объясните лексическое значение выделенного слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ребята, тем временем, пока мы с вами путешествовали по страницам русского языка, в нашей тетради выросло два больших дерева – Собственных и Нарицательных существительных. Оформите эти деревья, дописав свои примеры.

derevya

derevya

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составьте, воспользовавшись географической картой, рассказ слова «Волга» о маршруте своей реки. О чём Волга может рассказать? (О том, где берёт исток, мимо каких городов протекает, какие реки в неё впадают. Какие водохранилища есть на Волге? А по земле какой большой равнины она протекает и куда впадает?)
Пусть слово «Волга» само обо всём поведают в рассказе! Используйте в своём рассказе имена собственные. Помните, что они пишутся с заглавной буквы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! В книге Н. Ф. Александровича «Занимательная грамматика» есть любопытнейшая статья «Чемпионы среди имён». Вот что сказано в ней:
«В языке североамериканских индейцев встречаются очень длинные слова, состоящие иногда из нескольких десятков букв. Среди таких слов можно найти и имена собственные.
В конце 19 столетия в штате Висконсии умер вождь одного из индейских племён. На могиле вождя поставили надгробный камень, но не нашлось ни одного мастера, который бы смог уместить имя вождя на камне: оно было слишком длинным – в 122 буквы.
Вождя звали Леподотемачоселачогалеоокраниолеипеанотриумупотримматосифиопараомелитокатакецгумменокичлейпкоссуфофаттоперистералектруоноп.
Нелегко было индейцам-воинам произносить это имя. В бою, конечно, они его так не называли и употребляли полное имя вождя, очевидно, лишь тогда, когда располагали свободным временем, т.е. сидя у костра и раскуривая трубку мира».

4. Определитесь с правописанием и разберите имена собственные на тематические группы: названия литературных произведений; названия исторических событий; фамилии, имена, отчества людей; географические объекты.
«В(в)инни-П(п)ух и все-все-все», А(а)фрика, А(а)льпы, М(м)ихаил Ю(ю)рьевич Л(л)ермонтов, «С(с)казка о Ц(ц)аре С(с)алтане», П(п)ётр И(и)льич Ч(ч)айковский, Н(н)ил, В(в)еликая О(о)течественная В(в)ойна, «В(в)орона и Л(л)исица», И(и)саак И(и)льич Л(л)евитан, В(в)еликая О(о)ктябрьская Р(р)еволюция, Н(н)евская Б(б)итва, Н(н)ева, «К(к)нязь С(с)еребряный»
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополните каждую группу своими словами-именами собственными. Составьте лингвистическую миниатюру в любом жанре с одной из групп слов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте лингвистическую сказку «Почему имена собственные пишутся с заглавной буквы». Сделайте к ней рисунок.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх