logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Суффикс»

1. А теперь мы отправимся на волшебную полянку, где нас ждут суффиксы. Какова их роль в язые? Давайте прочитаем эту миниатюру и попробуем ответить на этот вопрос.
Работа суффиксов
Как-то на одну волшебную полянку заглянули суффиксы. Удалые были эти ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева- корни. Да-да, это была именно та волшебная поляна, которую облюбовали корни и приставки. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали новые слова.
Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффиксы ИК, УШК, ЩИК, ОНЬК, ЕНЬК, ИЦ, ЕЦ, ЧИК были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно- ласкательные значения. Например: ДОМИК, БАБУШКА, БЕРЕЗОНЬКА, ДОЧЕНЬКА, СЕСТРИЦА, БРАТЕЦ, ЗАЙЧИК. А вот суффикс ИЩ любил все большое, например: КОТИЩЕ, ДОМИЩЕ. Кроме этих суффиксов, существует еще множество других.
Вы обязательно познакомитесь с ними в словах. И каждый суффикс нужен, так как выполняет очень важную работу по образованию новых слов. Это удивительно интересная работа, ребята. Попробуйте и вы ей заняться. Суффиксы научат вас видеть характер слов. Попробуйте!
В чем же заключается работа суффиксов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. На отдельном листе нарисуйте портрет любого из суффиксов. Напишите на него краткую характеристику.

3. Перед нами – лингвистическая комедия. Действующими лицами в ней являются суффиксы и… Кот. Прочитайте по ролям отрывок из комедии, а затем придумайте продолжение. Какое будет продолжение? Коту захочет помочь не только суффикс –ЕНОК, но и –ИЩЕ, -ИК. И все равно коту не захочется все время быть с каким-то одним суффиксом. Чем же тогда может закончиться дело? А тем, что все суффиксы предложат Коту дружбу. И кот будет обращаться к тому или иному суффиксу в зависимости от ситуации или даже от настроения.

Действие в комедии начинается на кухне, где Кот преспокойно спит на коврике. И тут его будит шум.
Кот: -И кто это тут меня тревожит? Никак, мыши. Говорил я этим длиннохвостым, чтобы остерегались меня. Изловил бы вас всех, да лень. Хозяйка сметанкой напоила, посплю.
Суффиксы:- Это не мыши. Это суффиксы.
Кот(открывая глаза):-Что? Какие фуфиксы? Простите, а вы съедобные?
Суффиксы:-Нет! И, тем не менее, мы очень нужные. И не Фуфиксы, а суф-фик-сы. Понял?
Кот(равнодушно):- Ничего я не понял. И вообще мне ничего не интересно. Дайте поспать.
Суффиксы:- Если ничего не интересно, то это плохо. Ты какой-то равнодушный, скучный. А скучным быть плохо, ведь это неинтересно, только зевать и спать. Так можно всю жизнь проспать. А знаешь, почему ты скучный? Потому что ты обыкновенный КОТ.
Суффикс ЕНОК:- А хочешь, я сделаю тебя веселым, резвым и любопытным .
Кот:- Ну попробуй… Впрочем, это бесполезно. Раз уж я такой флегматик, значит, такова моя судьба.
Суффикс –ЕНОК: -А мы попробуем!
Тут же Кот вдруг превращается в маленького симпатичного котенка.
Котенок:- Как хорошо! Неужели, это я? А что там такое за окном? Сад? Как весело, радостно, хорошо! Пойду-ка погуляю!
Котенок радостно выбегает на улицу. Он скачет по двору, мяукает. радуется. Вдруг, из-за ворот выскакивает огромная собака. Котенок испуганно убегает.
Котенок:- А нельзя ли мне какой-нибудь пострашнее ммм… как там его? Суффикс, пострашнее суффикс дать?
Суффикс –ИЩЕ:- А почему бы и нет? Будешь КОТИЩЕ!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. На пути к суффиксному полю разрушился мостик через овраг, по одну сторону остались суффиксы, по другую - слова. Чтобы восстановить мостик, нужно присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться, и объяснить, какое значение привносит суффикс в слово: -к-, -инк-, -онк-, -ник-, -чик-, -еньк-, -ищ-
река, путь, рука, диван, огурец, заяц, лететь, лесной, паркет.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В письме своему другу Петя Корнев сообщал: «На нашей улице вырос новый многоэтажный домик. Моего старшего братишку забрали в армию, а старшая сестренка учится в университете». Чем вам это сообщение кажется нелепым и странным? Давайте изменим текст, устранив «нелепости».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТО ИНТЕРЕСНО: В энциклопедии «русский язык» есть статья «многообразная работа суффиксов» , в которой говорится об образовании слов с помощью суффиксов и о значении каждой группы суффиксов.
«Суффиксы имен существительных самые многочисленные. Они классифицируют предметы действительности, как бы деля мир на клеточке здесь названия людей по профессиям, здесь- по действию, здесь- по месту жительства, это- названия детенышей и названия ягод.
Особый случай- образование имен существительных, заменяющих сложные названия из нескольких слов. Так работает суффикс –ник: заочник- студент заочного отделения, дошкольник- ребенок дошкольного возраста, десятиклассник- ученик десятого
класса. Еще более активно « сокращает» целые выражения суффикс «к»: многотиражка- многотиражная газета, узкоколейка- узкоколейная дорога, подземка- подземная дорога, электричка- электрический поезд. Как правило, такие слова бытуют в разговорной речи.

6. Составьте лингвистическую сказку о непростых взаимоотношениях суффиксов и корней слов. Вы теперь поняли, что не все суффиксы могут сочетаться с любыми корнями. Значит, взаимоотошения не всегда простые! Зато как преобразуется слово, если к нему подобрать удачный суффикс! Пишите, творите, пробуйте!
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх