logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Употребление времён глаголов»

1. Прочитайте лингвистическую сказку и устно ответьте на вопрос: «Почему глаголам понравилось сочетание времён»?
Как-то раз собрались на заседание глаголы в настоящем, прошедшем и в будущем времени. Было ведь такое правило: в тексте могут употребляться глаголы только в одной какой-то форме: уж если глаголы в прошедшем времени, настоящему уж места нет, а если в настоящем – то уж ни будущего, ни прошедшего здесь быть не должно!
И вдруг, на заседании стали спорить глаголы настоящего и прошедшего времени:
-Лучше, когда весь текст написан в прошедшем времени! – кричали глаголы прошедшего времени. – Представляешь, рассказываешь о каких-нибудь жутко опасных приключениях, да в прошедшем времени, то уже ничего не страшно и не опасно!
-Наоборот, - возражали глаголы настоящего времени. – Когда говоришь о чём-то в настоящем, есть ощущение того, что всё это происходит прямо у тебя на глазах…
И тут до того поссорились глаголы, что составили текст, в котором употреблены глаголы в форме разных времён.
И что тут глаголы увидели! Они обнаружили, что текст стал красивее и выразительнее! И тогда глаголы хором закричали: «Вот это другое дело! Это просто великолепно!».
И с тех пор в рассказе могут употребляться глаголы как в прошлом, так в настоящем и даже будущем времени.

2. Прочитайте рассказ «Дождь в саду». Какие картины появляются в вашем воображении? Какие чувства у вас вызывает такой дождь? Определите время у глаголов. Что изменится, если все глаголы поставить в форму одного времени?
Как-то раз я отдыхал в саду, в беседке, которая вся обросла диким виноградом. Идёт дождь, шумит сад и откуда-то доносится запах мокрой травы и сырости.
На террасу свисает ветка старой вишни: давно её хотели спилить, да как-то не могли; сколько ей было лет, точно никто не знал. Теперь с этой вишни тоже капала вода. Вот на неё сядет какая-то большая птица и польётся струями с дерева серебристый дождь…
У террасы постепенно накапливается лужа. В луже я замечаю лягушку. Сейчас она квакнет и посмотрит на меня, как будто захочет сказать: «Ну что ты там, на веранде делаешь? Здесь, в луже, куда приятнее сидеть!»
Так я частенько сидел на веранде и мечтал. В такие дожди хочется думать о чём-то свежем, хорошем, добром и светлом как дождь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Очень часто люди – особенно, охотники и рыболовы – любят рассказывать всякие истории-небылицы о том, что с ними случилось. И хоть знаешь, что этого никогда не происходило, всё равно невольно веришь… Часто фантазировать и сочинять небылицы любят дети. У известного детского писателя Николая Носова есть целый рассказ, который так и называется «Фантазёры». Вот отрывок из него:
-А я раз на Луну летал. < …> Темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство! У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся. (Носов Н.Н. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1. Рассказы, сказки, повести. – Екатеринбург, «УТД Посылторг», 1994. с 157)

А вот отрывок из рассказа Носова «Три охотника». На этот раз хвастается своими приключениями один охотник:
«- Я раз тоже в лесу напугался медведя. Только это летом было. Пошёл я однажды в лес, а ружьё дома забыл. Вдруг навстречу медведь. Я от него бежать. А он за мной. Я бегу быстро, ну а медведь ещё быстрей. Слышу, уже сопит за моей спиной. Я обернулся, снял с головы шапку и бросил ему. Медведь на минутку остановился, обнюхал шапку и опять за мной. Чувствую – опять настигает. А до дому ещё далеко. Снял я на ходу куртку и бросил медведю.
Думаю: хоть на минуточку задержу его.
Ну, медведь разодрал куртку, видит – ничего в ней съедобного. Снова за мной. Пришлось ему бросить и брюки и сапоги. Ничего не поделаешь: от зверя-то надо спасаться!
Выбежал я из леса в одной майке и трусиках. Тут впереди речка и мостик через неё. Не успел я перебежать через мостик – как затрещит что-то! Оглянулся я, а это мостик под медведем рухнул. Медведь бултых в речку!»
(Н.Носов, Собрание сочинений в 3-х томах, т. 1, с. 251)
Как видите, в этих рассказах встречаются глаголы в форме всех времён и даже инфинитивы. Пофантазируйте и вы: составьте фантастическую небылицу « Как я однажды…» употребив глаголы в формах разных времён.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх