logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

1.Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в путешествие вместе с нашими героями!

Путешествие в город чередующихся гласных
-Доброе утро, ребята!- сказала Светлана Николаевна.- Сегодня мы с вами отправимся в не обычное путешествие!
- Куда же мы пойдем?- удивился класс. Ребята заморгали глазами.
-В страну трудностей языка,- сказала Светлана Николаевна.
-Чего же трудного такого в русском языке?- удивились ребята.- Мы вроде все знаем, что же тут трудного?
-Это вам еще только кажется, - улыбнулась учительница.- Сейчас вы увидите, что это не так. Впрочем, нас с вами ждет очень интересное путешествие!
Светлана Николаевна взмахнула указкой, и тут произошло чудо. Мигом учительница в строгом пиджачке и брюках превратилась в фею с волшебной палочкой.
Ребята оглянулись по сторонам. Их окружали совсем незнакомые края. Сады, холмы и луга манили вперед. Широкая дорога тоже призывала в путь.
-Где же мы?- удивились дети.
-Неужели это и есть страна трудностей русского языка?- удивились они.
-Как тут красиво!- послышались восторженные голоса ребят.
-Красиво-то красиво, сказала учительница.- Но не все так просто, как сперва кажется…
Ребята отправились в путешествие. Однако путь был долгим, и ребята скоро проголодались.
-Смотрите, вдали чей-то домик!- сказала Лена.- Давайте зайдем туда и познакомимся с жителями.
-Что ж, давайте,- согласилась учительница.- К тому же, возможно, это знакомство пойдет вам на пользу.
Ребята постучали в дом. Им открыли дверь два похожих человечка: у одного из них на рубашке было написано «гар», у другого - «гор».
-Гар,- сказал один и протянул учительнице и каждому из ребят руку
-Гор, - представился другой и проделал то же самое.
-Какие у вас странные имена! - сказал Петя. - Не похожие на наши.
-Так мы ведь и сами не простые человечки,- сказал Гор. - Мы - корни с чередующимися гласными.
-С какими еще чередующимися гласными?- удивилась Катя. – Мы таких не знаем!
-Я же предупреждала, что будут трудности!- сказала Светлана Николаевна, подмигнув корню Гор.
-Вот, например, как вы напишите слово «Загорелый»?- спросил Гор ребят.- Какую гласную напишите в корне?
-Конечно же «а»,- уверенно ответили ребята.- Ведь проверочное слово «загар»!
-Вот вы и попались!- сказал корень Гар. - Не забывайте, что вы находитесь в стране трудностей русского языка.
-Но на все есть разгадка! - сказал Гор.- Правило тут очень простое. Чтобы определить, «о» или «а» в корне, нужно посмотреть, где стоит ударение. Под ударением пишется «а», без ударения - «о».
-Но есть и исключения,- сказала Светлана Николаевна. - Это три слова: «выгарки», «пригарь», «изгарь»

gargor

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, помогите своим сверстникам ответить на этот вопрос. Почему же они - исключения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое «выгарки», «изгарь» и «пригарь»? Найдите значения этих слов в толковых словарях.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Попрощались ребята с корнями Гар и Гор и пошли дальше.
- Видите, не всегда все можно проверить правилами!- сказала учительница.- Есть свои правила в случае чередования гласных.
Впереди ребята увидели еще один домик, похожий на первый. Не успели ребята и постучать, как им навстречу вышли два его жителя- человечка. Они тоже были очень похожи на первых, да только у них на рубашках были другие корни: Зар и Зор.
-Здравствуйте, милости просим!- закричали хозяева.- Заря такая чудесная сегодня, солнце озаряет наш дом светом! Просим!
Ребята и Светлана Николаевна зашли в дом.
-А знаете ли вы, когда в корне пишется «а», а когда -«о»?- спросили ребят Зар и Зор.
-Знаем,- сказал Вася.- Под ударением - «а», без ударения - «о»!
-А вот и нет! - улыбнулся Зор. - Вы, видимо, побывали у наших друзей Гар и Гор. У них действительно так, а вот у нас - наоборот. Под ударением пишется «о», без ударения - «а».
-А теперь вам, друзья, задания!- сказал Зар.- Недаром вы в стране трудностей русского языка!

3. Ребята, давайте поможем нашим друзьям выполнить задание, которое им дал корень Зар. Задание такое: Распределить слова в две колонки- с «а» в корне и с «о» в корне и обязательно объяснить, почему.

Заг_р, з_рево, уг_реть, заг_релый. г_реть, з_рница, з_рька, оз_рять.

chtoi to

- Молодцы, ребята! - сказал Зар. - Я вижу, вы усвоили это правило! В этом упражнении были слова, в которых даже не было орфограмм - чередующаяся гласная слышалась отчетливо. Но это еще не все. Дальше будет задание посложнее, вот выполните, и будем пить чай!

4. Действительно, непростое задание дал Зар ребятам! А путешествовали они долго и, конечно же, хотели чаю с пирогами. Но сперва им нужно составить рассказ на тему «Заря летом», в котором бы обязательно были слова с корнями гар-гор, зар-зор. Призадумались наши путешественники! Что ж, ребята, давайте же им поможем и попробуем составить сами такой рассказ!
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уже через каких-то десять минут наши отважные искатели приключений уже сидели за столом и пили горячий чай со вкусными, и вовсе не подгоревшими бубликами и пирогами. Зар и Зор, угощая ребят и Светлану Николаевну, сели пить чай с ними.
-А почему у вас сложилось такое правило? - поинтересовалась Катя.- Почему же под ударением «о», а без ударения «а», а не наоборот, например?
-Это целая история,- сказали Зар и Зор.- Тут во всем виновато ударение. Впрочем, если хотите, вот наша история…

5. А вот историю, которую корни поведают ребятам и Светлане Николаевне, вам, ребята, придется придумать самим.
Почему же ударение не захотело жить с корнем Зар и осталось только с корнем Зор? А какой вообще характер был у ударения, и как вы его себе представляете? Пусть и это будет сказано в вашей миниатюре! И запомните: чем интереснее вы ее напишите, тем интереснее ребятам будет ее слышать!
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________

cascos

Отдохнули наши друзья и пошли дальше. День становился жарче, путешественники шли вперед.
- По-моему, пока ничего трудного нет,- сказал Витя. - Зар - без ударения «а», Гор - без ударения «о»; а под ударением - наоборот! Все элементарно, главное - просто запомнить!
-Каррр!- послышался откуда-то голос. – Элем-ментар-рно! Это пока, вы еще не знаете, что ждет вас впереди!
Ребята глянули наверх и увидели над головой большую ворону.
-Будьте осторожны!- сказала ворона.- На этом пути вас ждет множество препятствий, так что, берегитесь! Бойтесь Кощея Запутывателя!
-А кто такой Кощей Запутыватель?- спросил Вася.
-А это самый вредный и злой волшебник нашей стр-раны!- сказала ворона.
-И чем же он вреден? - спросила Катя.- Тем, что сажает на лопату, как Баба-Яга и - в печь?
-Хуже!- каркнула ворона.- Он запутывает так, что вы не сможете вспомнить ни одно правило русского языка!
-Подумаешь!- засмеялся Вася.- Вот бы мне такого Кощея Запутывателя, я бы мигом с ним справился! Меня не запутаешь, я все правила знаю на 5!
-Я вас пр-редупр-редила!- каркнула ворона и улетела.
-Ребята, будьте вправду осторожнее!- сказала Светлана Николаевна. – Я вам говорила, что будут трудности? Впрочем, нам трудности нипочем, так ведь?
-Конечно!- подхватили ребята. - Тем более что мы уже знаем аж 2 новых правила!
-И узнаете третье,- послышался голос, и кто-то легонько прикоснулся к плечам ребят- всех сразу.
Ребята оглянулись и увидели рядом двух совсем легких, прозрачных человечков.
-Мы - веселые ветерки,- сказали они.- Мы очень легкие и нежные, а зовут нас - корни с чередующимися гласными Кас и Кос.
-А какое же у вас правило?- заинтересовалась Лена.- Тоже связанное с ударением?
-Нет, мы слишком легкие и не дружим с ударением,- сказали ветерки. - Ударив по нам, ударение может нас разрушить, а правило наше такое: В корне кас - кос (н) пишется «о», если дальше следует согласная «н», в остальных случаях - «а»: касательная, касаться - коснуться, прикосновение.
- Здорово!- сказал Миша.- Теперь благодаря вам мы знаем еще одно правило!
-Наверное, вам хорошо живется?- спросила Оля.- Летаете по воздуху, отдыхаете?!!
-Не до отдыха, увы, нам!- сказали ветерки.- Дело в том, что за нами давно охотится Кощей Запутыватель!
И тут Кощей Запутыватель? Неужели он и в самом деле так опасен?
-Не боимся мы этого Кощея!- сказал Вася.- Видали мы таких!
-И все-таки я советовал бы остерегаться его!- сказали Кас и Кос. – Видите, какая жара на улице? К вечеру может собраться гроза, а в грозу особенно свиреп бывает Кощей!
-Спасибо за советы,- сказала Светлана Николаевна.- Мы пойдем дальше!
Не успели отойти наши путники, как им дорогу преградили два новых человечка и стали вдруг кланяться и кланяться ребятам.
-Зачем вы нам кланяетесь?- удивилась Лена.- Мы разве уже стали знаменитыми?

6. Ребята, а вы уже догадались, какие корни встретили ребят? Сочините эпизод встречи этих корней с ребятами и опишите его в соответствии с правилом. А правило вы найдете в учебнике!
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Да, корни Клан и Клон оказались очень вежливыми. На прощание они долго кланялись ребятам и даже не предупредили о том, что надвигается гроза и ребятам лучше остаться переждать непогоду…
Далеко ушли ребята со Светланой Николаевной, как вдруг увидели в небе черную- черную тучу. На горизонте поблескивали молнии, подул ветер.
-Ребята, нам нужно срочно что-то предпринять!- сказала Светлана Николаевна. - Сейчас начнется ливень!
-Вот бы этот подберезовик был бы побольше!- сказал Миша, показывая на гриб, стоящий рядом.- Мы бы спрятались под ним и переждали дождик!
-Нет ничего проще, чем мне подрасти,- вдруг весело сказал гриб.- Тогда уж вы точно не промокнете. Более того, я угощу вас чаем с сухарями, будете макать сухари в чай! Только для того, чтобы я вырос, нужно вам вспомнить правило, когда пишется корень «мак», а когда – «мок»
Тут ребята растерялись. Они ведь еще не встречались сегодня с такими корнями!
-Вспоминайте побыстрей, - сказал гриб.- А то гроза надвигается, вот-вот дождь начнется!
-Ребята, не расстраивайтесь! - сказала Светлана Николаевна.- Все хорошо, ведь мне это правило известно. Корень «мак» содержится в словах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухари в чай, например. А корень «мок» содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: Промокнуть под дождем, промокнуть написанное.
Тут гриб вдруг на глазах стал расти, расти и вырос до таких размеров, что весь класс вместе с учительницей уместились под его шляпкой. Тут как раз хлынул дождь. Молнии ударяли совсем рядом, а нашим друзьям было уютно - они пили чай с сухарями.
-А пока мы тут сидим, - сказала Светлана Николаевна,- давайте выполним такое задание: сочиним сказку «Приключения непромокаемого плаща». Пусть сказка будет небольшой, но, главное, чтобы в ней были слова с корнями «мак» и «мок». Ведь дождь закончится, и мы покинем этот гриб. Оставим ему на память о нас сказку про непромокаемый плащ.
Ну, попробуем?
Ребята, попробуйте и вы написать такую историю! Подчеркните корни с чередованием и объясните их написание.
Наконец, сказку ребята сочинили и вручили грибу. Тут и дождь кончился, и выглянуло солнце. До того сказка грибу понравилась, что и описать нельзя! Но тут вдруг случилась беда: куда-то пропал Вася.
-Вася!- закричали ребята.
Никто не отзывался.
-Вася!
-Куда же он исчез?- заволновалась Светлана Николаевна. – Может, с ним что-то случилось?
-Случилось,- печально сказал знакомый голос. – Ребята увидели ветерка Кас. - Помните, я вам говорил про Кощея Запутывателя, как он любит проказничать во время грозы? Он и похитил вашего друга!
-Мы погнались было за ним, - сказал Кос, - но где ж нам угнаться! Тут такой ветер был, а мы - всего лишь слабые легкие ветерки!
-Где же нам найти Васю?- спросили ребята.- Мы его спасем!
-К замку Кощея Запутывателя вас приведет вот эта тропинка,- сказали ветерки.- Идите по ней и, главное, ничего не бойтесь!
-Жалко, что я с вами не могу пойти,- сказал Гриб. – Я ведь расту из земли!
Путники отправились по тропинке, поблагодарив Гриба за приют и ветерков за известие… Нет, отчаиваться рано! Они спасут Васю!
Вдруг, впереди путники увидели бурный поток- тропинку преградила бурная, клокочущая река. После дождя река затопила все, оставалось одно - перебраться вплавь. Но как? По такой бурной реке?
-Что бы такое сделать, чтобы бурный поток превратился в спокойную речку, которую можно переплыть?
-Я, кажется, уже начинаю кое-что понимать в этой стране,- сказала Светлана Николаевна. - Нужно вспомнить тут еще одно правило, про корни Плав, Плов и Плыв. А правило тут такое: в корне плав гласный звук может быть безударным и ударным: «плавать», «плавучесть» и «поплавок». Корень «плов» содержится в словах «пловец» и «пловчиха», корень «плыв»- в слове «плывуны».
Давайте повторим это правило!
Ребята повторили это правило, но почему-то бурная река не успокаивалась.
К Кощею Запутывателю вела только одна тропинка, и ее размыло, и других путей не было!
-Ребята, еще есть одна надежда! - сказала Светлана Николаевна. - Нужно составить с каждым из слов с корнями «плав», «плов» и «плыв» по предложению.
Ребята, помогите нашим путникам! Составьте скорее по предложению, иначе наши путники так и не спасут Васю!
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Молодцы, ребята! Наконец-то река успокоилась, и наши пловцы смогли спокойно переплыть реку и снова оказались на заветной тропинке.
-Ура, наконец-то мы преодолели препятствие! - закричали ребята.
Только они так сказали, как вдруг увидели, что из земли стали после дождя стремительно расти какие-то растения. Трава, цветы - на глазах у ребят и учительницы перерастали человека, запутывали тропинку. Через несколько минут ребята и Светлана Николаевна пробирались сквозь непролазные чащи… А растения все росли и росли…
-Нужно срочно что-то придумывать, - сказала Светлана Николаевна. - А то мы заблудимся в этом лесу и не сможем прийти на помощь Васе!
-Растения, растения… - стала думать Лена.- Может, тут тоже есть какое-то правило?
-Конечно же, есть!- воскликнул Миша. - Корни «раст» и «рос»!
-Молодцы, ребята,- сказала Светлана Николаевна. - Вы уже научились сами видеть правило. А правило здесь такое: перед сочетаниями «ст» и «щ» пишется «а», а в остальных случаях - «о». Сейчас мы с вами выполним задание, и травы перед нами расступятся.

7. Ребята, найдите слова-исключения и объясните, почему они являются исключениями.
Расти, выросший, отрасль, сращение, росток, Ростов, наращивание, заросль, поросль, ростовщик, выращивать.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята, кто такой ростовщик? Обратитесь за помощью к словарям или историческим справочникам. Какова этимология этого слова?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Составьте с тремя любыми словами словосочетания, а с одним - предложение.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

… Не успели путники с вашей, ребята, помощью выполнить это задание, как травы расступились сами по себе, и перед путешественниками открывался большой город. И если прежде путешественников встречали два человечка, то теперь им навстречу вышло аж 9 пар таких человечков: «Бер-бир», «дер-дир», «мер-мир», «пер-пир», «тер-тир», «блист-блест», «жиг-жег», «стил-мтел», «чит-чет». В этих корнях, как увидели ребята, происходит чередование гласных «е» и «и».

9. Ребята, теперь вам такое задание: посмотрите на написание корней и постарайтесь самостоятельно вывести правило:
Собирать, запереть, блестеть, стирать, расстелить, сжигать, вычитать, подбирать, натереть. Исключения: сочетать, сочетание.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поприветствовали эти корни наших путников.
-Ну как вам наши края?- спросил корень «Бер» путников. - Нравится? И правило простое! Так и оставайтесь у нас жить!
-Мы бы с радостью пожили бы у вас, - сказала Светлана Николаевна. - Но у нас дело: мы идем спасать Васю, которого унес злой Кощей Запутыватель. Не подскажите, где, в какой стороне его замок? Мы перебрались через бурную реку, сражались со злыми растениями и вот теперь сбились с пути!
-Ах, вот в чем дело!- сказали корни «Тир» и «Тер».-Конечно же, поможем. Стойте, Вася, Вася… Что же это за Вася? Уж не тот ли грамотей, про которого нам вчера сказали? Говорят, прибыл к Кощею Запутывателю мальчик, так он ни одного правила не знает, все неверно пишет, даже «Жи-ши» с буквой «ы» пишет и свое имя с маленькой буквой. Уж не он ли?
-Неправда!- сказала Катя. - Наш Вася очень умный, он все знает!
-Видите ли, сказали корни.- Вы еще не знаете Кощея Запутывателя. Он запутает так, что человек мигом начинает самые простые правила русского языка путать. А вам прямо сейчас я предлагаю выполнить три специально приготовленных для вас заданий на наше правило.
-Но нам некогда, мы очень спешим! - сказали ребята. - Васю надо спасать!
-Увы, таков наш обычай! - сказал корень «Дир-дер».- Мы можем помочь только тому, кто выполнит наше задание. Как только вы их выполните, мы вам дадим Конька-горбунка, который мигом вас доставит к Кощею Запутывателю.
-Друзья,- обратилась к ученикам Светлана Николаевна.- Ведь у нас же есть читатели, которые смогут за вас выполнить эти задания!
-Что ж, если так-то вот ваш Конек-горбунок!- Сказал корень «Стил-стел». - А ваши читатели точно выполнят, не подведут, наше задание?
-Конечно, не подведут! - сказала Лена. - Они уже столько раз нас спасали!
А вот и это задание:

10. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания:
Зад_рать нос, соб_рай по ягодке, наб_решь кузовок, не все золото, что б_стит.

Ребята, определите, какое из этих словосочетаний является пословицей, какое - поговоркой, а какое - фразеологизмом. В чем разница между фразеологизмом, пословицей и поговоркой? Подберите свои фразеологизмы, пословицы, поговорки на это правило.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. А вот задание потруднее и поинтереснее. Пофантазируйте и опишите ту картину, которая могла бы открыться ребятам и Светлане Николаевне, когда они увидели бы жителей города. Ведь эти жители не любят лениться и чем-то все время занимаются: например, «Бер-бир» может собирать грибы, ягоды, разбирать картошку… «Тир-тер» может растирать пшеницу в муку. Чем могут заниматься каждый корень с чередующейся гласной?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите отдельно слова с чередующимися гласными в корне слова, подчеркните и объясните орфограмму.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А наши ребята со Светланой Николаевной уже мчали на Коньке-Горбунке к царству Кощея-Запутывателя.
-Интересно, этот Кощей тоже бессмертный? – спросила Лена.
-По этому поводу я ничего не знаю,- сказал Конек-горбунок. - Но точно знаю, что есть на свете одна вещь, которой он боится.
-Что же это за вещь?- поинтересовалась Оля.
-Это порядок и логика, - сказал Конек. - Ведь если везде и всюду будет порядок, не так-то уж и легко будет запутывать всех! Так что, можно сразить Кощея, составив общую таблицу всех чередующихся корней. Только, мои друзья, вы еще не все корни выучили с чередующимися гласными. Есть еще такие корни: «Равн-ровн», «лаг-лож», «твар-твор» и, наконец, «Скак-скоч». Последнее правило я вам напомню без проблем. Что я сейчас делаю? Скачу! А правило тут такое: «В безударном корне «скак-скоч» перед «к» пишется «а», а перед «ч»-«о». Смотрите: «Подскакать», «Подскочить». А вот и ваши любимые исключения: «скачок», «скачу». Кстати, мы приехали, то есть прискакали!
-Спасибо тебе, Конек!- сказали ребята и Светлана Николаевна. - Ты нам очень помог!
Конек махнул хвостом и исчез вдали.
А наши путники тем временем оказались перед замком, который был весь запутан травами и диким виноградом. Тропинки путались, и было темно и страшно вокруг.
Вдруг откуда-то сверху раздался гром и послышался злой смех:
-Ха-ха-ха, да они сами ко мне пожаловали! Веник в огороде, у собаки восемь лап, жишка, мышка, сегодня 58 сентября!
-Это Кощей Запутыватель, - сказала Светлана Николаевна. - Не поддавайтесь его путанице!
-Мы тебя не боимся! - закричали ребята. - Мы пришли спасти нашего Васю!
-Ха-ха-ха, - засмеялся Кощей.- Ни за что! Синий самосвал, толстый огурец, чижик-пыжик! Думаете, раз знаете правила русского языка, так и щеголять этим можете! Я вас запутаю так, что вы все эти правила мигом забудете!
Сказал так Кощей и схватил ребят, а вместе с ни ми и Светлану Николаевну и бросил в темницу.
-Как, и вы сюда?- послышался удивленный голос.
_-Вася! Наконец-то мы тебя нашли! - закричали ребята.
-Друзья мои, как хорошо, что мы снова вместе! - сказал Вася.- А я ни одного правила не могу теперь вспомнить, все перепуталось в голове!
Ребята вдруг попытались вспомнить правила и поняли, что с ними произошло то же самое: все смешалось у них в голове, и ребята ни одного правила вспомнить не могли.

-Не отчаивайтесь, ребята!- сказала Светлана Николаевна. - Ведь у нас есть читатели, которые смогут сделать для вас последнее дело - свести все правила, которые мы знаем, в одну-единственную итоговую сводную таблицу. Тогда мы обезоружим Кощея Запутывателя.

12. Ребята, скорее за дело! Пользуясь учебниками, тетрадями и всем-всем всем составьте и заполните следующую таблицу:

cheredovania

cheredovania

-Ну вот и все,- сказала Светлана Николаевна. - Ну, Кощей, берегись!
Услышал такие слова Кощей, бросился в темницу, и как только увидел таблицу, так чуть ежа не родил от удивления.
-Не может быть!- завопил он. – Как же вы это все составили и ничего не напутали?
-А так!- сказали ребята.- Потому что у нас есть в жизни самое главное-дружба, взаимопомощь и взаимовыручка, так ведь?
-Да ну вас со своей взаимопомощью и взаимовыручкой,- плюнул Кощей.- Теперь мне запутывать нечем и некогда, а самое главное - и не хочется.
-Поговоришь с вами, и даже злым почему-то не хочется быть, - добавил Кощей.- Может, мне найдется какая-нибудь «добрая» работа в этой стране?
-Конечно, найдется, сказала Светлана Николаевна.
Выбрались наши друзья из темницы и стали прощаться с Кощеем.
-Спасибо вам, что глаза мне на мир открыли!- сказал Кощей. - А то так всю жизнь и запутывал бы всех. А теперь я буду другим, подружусь с кем-нибудь!
-До свидания,- сказали ребята. - Удачи, Кощей!
Тут Светлана Николаевна взмахнула волшебной палочкой, которая тут же превратилась в указку, и ребята оказались в своем классе, как ни в чем не бывало.
-Ну как, понравилось вам наше путешествие?- спросила Светлана Николаевна, улыбаясь.
-Понравилось! – закричали ребята.- А давайте еще куда-нибудь сходим! Только потом…
-Конечно же сходим, - ответила учительница.- Ведь в стране трудностей русского языка столько всего еще неизведанного!

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх