logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Приложение


Лингвистическая миниатюра – малый жанр, в основе которого лежит грамматическое, орфографическое или пунктуационное правило, какая-либо важная мысль о русском языке.

Выделяют два типа лингвистических миниатюр:
1) Миниатюра, где грамматические категории данного правила – действующие лица;
2) Тексты любой тематики на указанное правило.

Особенности любой лингвистической миниатюры:
• действующие лица – жители страны русского языка;
• в ходе событий миниатюра должна всё равно;
• произведение небольшое по объёму;
• характеры героев – жителей русского языка должны соответствовать своим аналогам в русском языке.

Памятка по написанию лингвистической миниатюры:
1) Внимательно прочитай задание. В каком жанре вас просят создать миниатюру? 

2) Прочитайте правило, на которое вы будете писать миниатюру. Если оно вам непонятно или есть вопросы, обязательно перечитайте учебник или обратитесь к учителю.

3) Познакомьтесь с особенностями жанра, в котором вы будете писать. Впервые вы встречаетесь с этим жанром или уже работали с ним? Если впервые, внимательно прочитайте образцы и изучите жанровые особенности.

Вспомните, с какими произведениями фольклора или литературы в этом жанре вы встречались? Каковы их особенности? Обратитесь за помощью к учителю.

4) Определите, кто будет героем вашей миниатюры, где будет происходить действие, какими характерами будут обладать ваши герои. Как ваша миниатюра выразит грамматическое правило?

5) Составьте черновой вариант миниатюры. Перечитайте его ещё раз и, по необходимости, отредактируйте.

6) Аккуратно, чисто и без ошибок перепишите миниатюру в рабочую тетрадь. Сделайте рисунок, если об этом сказано в задании.

Дорогие ребята!

Вы на страничке моей творческой мастерской, посвящённой русскому языку. Мне кажется, вы удивлены. Русский язык, где строгие правила и – творчество? Возможно ли эти понятия поставить рядом? Возможно. И это уже сделали Феликс Кривин, Ирина Токмакова, Татьяна Рик, Валентина Волина и другие детские писатели-лингвисты. Они придумали увлекательные истории, занимательные рассказы и добрые сказки, сюжетом которым стали… правила русского языка!
Мои задания построены по этому же принципу: изучать предмет с интересом, сочинять, творить, знакомиться с самыми разными текстовыми жанрами: лингвистической сказкой, очерком, характеристикой лингвистического явления, лингвистической басней… Подсказкой вам будет Памятка, которую тоже вы найдёте в этом разделе.
Задания разделены на две части: для 5 и для 6 класса. Однако прошу вас заметить, это разделение условное, оно связано не только с изучением тех или иных правил русского языка, но и с предлагаемыми лингвистическими жанрами. Если в 5 классе вам будет предложено написать рассказ, сказку, синквейн, то в 6 вам предстоит встретиться с характеристикой лингвистического явления, с рассказом «Один день из жизни…», с лингвистической басней и так далее.
Несколько слов о выполнении заданий. Предполагается, что они будут выполняться в свободное от уроков время, на внеурочных и факультативных занятиях, с целью самостоятельной подготовки. Вовсе не обязательно делать упражнения в том порядке, в котором я предлагаю. Можно выбрать всего одно или два заданий, которые кажутся вам наиболее интересными. В случае успешного выполнения задания учитель имеет право поставить отметку по предметам «русский язык» или «литература». В случае неудачного выполнения задания отметка не выставляется.

Выполненные задания можно присылать по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или личным сообщением на страницу вконтакте https://vk.com/id97987621 (для тех, кто у меня в «друзьях»)

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ, ПОЛЁТА ФАНТАЗИИ И НОВЫХ ОТКРЫТИЙ, РЕБЯТА!!!

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх