logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

1. Прочитайте сказку «Маша и Утюг» и подумайте, какие качества воспитал Утюг в Маше? Что в ней изменилось?

Жил-был старый мудрый Утюг. Много лет он служил машиной маме, перед этим - бабушке, конечно же, такой утюг знал много чего - за столько-то лет!
А девочка Маша была еще маленькая и, конечно же, много не знала. Да и учиться она не любила: делала уроки небрежно, на скорую руку - лишь бы пойти погулять поскорее.
Как-то делала Маша домашнюю работу, и попалось ей слово «утюг». Даже и не стала раздумывать Маша, взяла и написала «утюк». Увидел это Утюг и обиделся.
-Что же ты Маша мое имя коверкаешь?- спросил он.- Вообще-то я не утюк, а Утюг.
-Как будто есть разница!- сказала капризно Маша.- Одно и то же!
Посмотрел Утюг в машину тетрадку - и покачал головой.
-А как ты небрежно буквы пишешь!- рассердился он.- Все буквы кривые, косые, словно пляшут! А имя вообще, мало того, что неправильно, так еще и как курица лапой написала.
-Подумаешь!- сказала Маша.- Ну, небрежно, ну какая разница!
Ничего не ответил Маше Утюг, а на другое утро Маша стала гладить свое платье. Погладила, быстро надела, пришла в школу, смотрит - а платье-то мятое!
Стали над ней подружки смеяться.
-Что же ты в таком небрежном и плохо отглаженном платье пришла?- стали говорить ей подружки.- Даже учительница спросила Машу, в чем дело.
-Это не я, это утюг виноват!- стала оправдываться Маша, но над ней еще больше стали смеяться.
Пришла Маша домой и давай ругать Утюга.
-Что же ты так небрежно все погладил?- стала кричать она.
-Подумаешь, - ответил Утюг, точь-в-точь, как Маша вчера.- Ну, небрежно, ну какая разница…
-Как «какая разница»? Ведь я же в школу в нем хожу!
-А вот перепиши вчерашнее упражнение без ошибок и помарок на чистовик, тогда я тебе буду служить исправно.
Нечего делать - пришлось сесть Маше и переписать упражнение. Но все равно не могла усидеть на месте Маша - ей надо было скорее бежать гулять! Протянула девочка Утюгу упражнения в надежде, что ее мучения закончатся.
-Нет, так дело не пойдет, - сказал Утюг,- опять у тебя буквы скачут! Сядь и не торопись, пиши аккуратно.
Пришлось Маше сесть и еще раз переписать все от начала до конца. На этот раз все слова были написаны аккуратно, красиво, но… с ошибками.
-За каллиграфию теперь могу тебя похвалить,- сказал Утюг.- А вот с грамотностью дела по-прежнему. Посмотри, как у тебя написано слово «дуб»! На конце «п»! А слово «паровоз»? На конце «с» вместо «з». И Мое имя опять написала неправильно. Ведь все эти слова на одно и то же правило!
- Какое же тут правило?- спросила Маша.- Как слышится, так и пишется!
-А вот и нет,- сказал Утюг.- Тут орфограмма «Правописание проверяемых согласных на конце слова». Чтобы проверить такую согласную, нужно подобрать однокоренное слово, такое, чтобы та согласная стояла перед гласной, то есть произносилась четко и понятно. Вот, к примеру, слово «дуб». Давай подберем к нему однокоренное слово: «дуб», а во множественном числе - « дубы». Значит, на конце слова пишем…
-Получается, что «б»- сказала Маша.
-Вот видишь,- сказал Утюг.- Теперь возьмем слово «паровоз». Проверочное слово «паровозы». Значит, на конце слова «паровоз» пишем «з». Понятно? Ну а теперь подбери проверочное слово к моему имени.
-Утюги! - радостно закричала Маша.- Я теперь поняла, почему «Утюг»!
-Ну а теперь выучи это правило и перепиши упражнение не только аккуратно, но и правильно!
Немало пришлось потрудиться в этот вечер Маше.
Зато все как следует она написала - и прилежно и правильно, так, что ей самой понравилось.
А на другое утро Утюг погладил Машино платье так аккуратно и красиво, что все ее подружки стали сыпать ей комплименты, и даже учительница сказала: «Какая же ты красивая, Маша!»

Найдите в этой миниатюре завязку и развязку.

2. Подберите однокоренные проверочные слова к перечисленным словам и составьте словосочетания
хлеб беседка
след пруд
ногти луг
пароход круг

3. Составьте словарный диктант для одноклассников со словами на правило «Правописание проверяемых согласных в корне слова»!

4. И снова предлагаем вам роль учителя. Проверьте работу ученика и исправьте орфографические ошибки

Вчера мы с мамой ходили в лес. Там мы нашли очень красивый грип - боровик, у которого была очень крепкая ношка. А еше мы ходили в сат собирать малину и вишню. Около сада у нас есть глубокий оврак, там течет ручей и есть прут, в котором живут лягужки.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх