logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Прочитайте забавную историю о том, какими находчивые и бойкие могут оказаться вводные слова. Прочитайте ее по ролям и озаглавьте.

На уроке русского языка в пятом классе учительница рассказывала ребятам о том, что такое водные слова.
-Итак, ребята,- сказала учительница. - Вводные слова - это такие слова, которые не являются членами предложения, а только осложняют его. В предложение вводные слова вносят новые оттенки: уверенность, неуверенность, предположение, порядок изложения мыслей, источник сообщений и так далее. 
Но Миша и не думал слушать учительницу. Сидя на задней парте, он делал бумажные самолетики, чтобы запустить ими в сидящую за первой партой Машу.
Миша, сделав уже самолетик, запустил его, но тут случилось неожиданное: самолетик, поддавшись веянию ветерка, полетел вовсе не в Машу, а в учительницу.
- Так, опять Миша на уроке не делом занимается?! – спросила учительница.
-Нет, я слушаю вас,- сказал Миша, глядя по сторонам, в кого бы можно было бы еще запустить самолетик.
-А если слушаешь, то скажи, на чем я сейчас остановилась в объяснении темы.
-А я почем знаю?- глупо улыбаясь, сказал Миша. - Вы о водных словах каких-то говорили.
-Каких-то!- строго сказала учительница.- Объясни нам тогда, что такое «вводные слова».
-Водные слова? - промычал Миша.- Ну, наверное, те, что в воде плавают. Или связаны как-то с водой.
Класс дружно захохотал.
…Через несколько минут Миша уныло брел по одинокому школьному коридору. Все вокруг занимались работой: в каждом классе протекал учебный день. Его одного выгнали…
-Ну и ладно,- махнул рукой Миша.- Обойдусь я и без вводных слов и вообще без этого русского!
Сел Миша на скамью в коридоре и вдруг слышит - вокруг него со всех сторон доносятся какие-то голоса.
-Бессомненно, его надо проучить!- говорил один голос.
- Возможно,- ответил ему другой голос.
-Несомненно, - сказал третий.
-По словам многих, это необходимо!- пробрякал четвертый.
Миша увидел, что вокруг него собралась целая толпа человечков, совсем не злых на вид, но настроенных явно решительно.
-Во-первых,- послышались голоса,- он на уроке кидался самолетиками.
-Во-вторых, он не знает что такое вводные слова; в-третьих, он еще и клевещет на нас, говоря о том, что мы в воде плаваем. И, наконец, он только что заявил, что мы, как и весь русский язык, не нужны, и он без нас обойдется.
-Да кто вы такие?- спросил Миша.
-А будто бы сам не догадался. Мы - вводные слова.
-А почему вас так много?- поежился Миша.
-К счастью, много! Мы пришли тебя, друг, проучить!
-А как вы собираетесь меня проучить?- испугался Миша.
-Да, кстати, как мы его проучим?- заговорили вводные слова. – Он ведь сказал, что мы в воде плаваем! Так давайте его и скинем в воду, как раз за школой речка есть!
Схватили тут вводные слова Мишу и понесли на речку.
-А-а-а,- закричал Миша. - А-а-а, я больше не буду, пустите меня!
-Несомненно, мы могли бы поверить тебе,- сказала вводные слова.- Но кто тебя знает, что у тебя, между прочим, на уме!
И вводные слова дальше потащили Мишу.
-Ну что, в речку?
-А-а-а! - заорал Миша. – Не надо меня в речку, там же крокодил, я же не умею плавать!
-К сожалению, крокодилы в наших краях не водятся,- послышались голоса. – А то бы они проучили тебя, как на уроке валять дурака. Ну что, может отпустим его?
- Отпустите, отпустите!- закричал Миша. – Я обещаю, что сейчас же пойду и выучу все вводные слова и все правила на эту тему!
Через несколько минут в 5 классе, где продолжался урок русского языка, послышался стук в дверь. На пороге стоял Миша.
-Простите меня, пожалуйста!- сказал он.- Бесспорно, я себя вел плохо, но, несомненно, исправлюсь.
-Вот это другое дело,- сказала учительница. - Заходи, чудак. И впредь веди себя хорошо.

2.Соедините вводные слова из одного столбика с предложениями из другого. Запишите полученные предложения, не забудьте о знаках препинания.

vvodnie

vvodnie

 

 

 

 

 

 

 

3. Что могут выражать вводные слова? Продолжите ряд:

-Чувства говорящего;
-Оценку степени достоверности говорящего;
-Порядок мыслей и чувств говорящего;

4. Составьте лингвистическую миниатюру «Как вводные слова так и не стали никакими членами предложения» по следующему сюжету:
1) Решили как-то вводные слова прийти в гости к предложению, просить, чтобы взяли их на работу.
2) Предложили вводным словам роль подлежащего- не подходит роль, вводные слова не отвечают на вопросы «Кто?» «Что?»
3) Предложили им стать сказуемыми - опять роль не подходит, и вопросы сказуемых оказались неподходящими для вводных слов.
4) Такая же неудача с второстепенными членами предложения.
5) Все-таки нашлось место для этих слов: было решено, что они будут вносить дополнительные оттенки в предложения.

5. Определите оттенок, добавляемый вводным словом. Что изменится, если мы уберем это вводное слово из предложения?
а) Кажется, дождь начинается.
б) Несомненно, к обеду они не приедут.

С каждым предложением составьте тексты-миниатюры.

Похожую роль, что и у вводных слов играют эмоциональные междометия. Они способны передавать целую гамму человеческих чувств. Только некоторые из них выражают какое-то одно чувство. Междометие «увы» выражает сожаление. Например, у А. С. Пушкина читаем:
Увы! На разные забавы
Я много жизни погубил!
Междометие «фу»- отвращение, негодование, презрение: «Фу, какая гадость!», «Фу, как не стыдно!» Близки к нему и значения междометий «тьфу», «фи».
Междометие «ба» ( ба-ба, ба-ба-ба)- это эмоциональная реакция на неожиданное событие. «Ба, да это ты, Циммер!»- сказал ему Грэй, признавая скрипача…» (А. Грин. «Алые паруса»). Или, например, у Пушкина в «Русалке»:
Скажи, где князь наш? ба, ба, ба! какая
Повязка! вся в каменьях дорогих!
Многие междометия могут выражать самые разные чувства в зависимости от интонации или контекста. Наиболее широкий круг чувств (вплоть до самых противоположных) способно передавать междометие «ах».
сравните отрывки из произведений Пушкина:
Ах, Боже мой! в лесу ночной порою
И дикий зверь, и лютый человек,
И леший бродит- долго ль до беды.

Ах, юность, юность удалая!
Житье в то время было нам.

Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!

Ах, наконец ты вспомнил обо мне!

«Ах ты, рыжая бестия,- говорил садовник, - да как ты смеешь бить маленького барина…»
Слово «ах» в этих отрывках – это и восхищение, и сожаление, и упрек, и тревога, и негодование.

6. Напишите миниатюру «Всемогущие вводные слова», основываясь на том, как вводные слова изменяют смысл предложения.

7. Составьте биографию любого вводного слова. Проиллюстрируйте самые интересные моменты из жизни вводного слова.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх