logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Что обозначает имя существительное? Ответьте на вопрос, прочитав сказку-сценку. Озаглавьте текст.

Жил-был мальчик, которого звали Вова Кулаков. Был он неглупый, но больно уж шустрый и делал все поспешно, на скорую руку.
Спросит что-нибудь учительница у класса, а Вова тут как тут - уже тянет руку. Начнет говорить, что попало, не думая, да еще и будет утверждать, что все понял, хотя на самом деле не понял ничего. А русский язык, как известно, не терпит такого отношения к себе.
Пришел как-то Вова к своему старшему другу Жене и говорит:
Вова: И зачем мне изучать этот русский язык? Я же и так все знаю, говорить, читать, писать умею, а этого и хватит.
Женя: - Нет, не хватит! Мало уметь читать и писать, надо еще и саму науку знать.
Вова:- А я будто бы не знаю! Да я, если хочешь знать, могу эту науку сам в школе преподавать, во!
Женя:- Ну что ж, тогда я тебя проэкзаменую.
Вова:- Экзаменуй. Только уж давай вопросы потрудней. Сам видишь, раз я сам собрался преподавать русский, давай вопрос.
Женя: Вопрос такой: ответь мне, что такое имя существительное. Только полным ответом.
Вова:- Фи! А я-то думал, он что-нибудь поинтереснее спросит. Будто я не знаю, что такое существительное. Ммм… Сейчас я скажу. Что же это такое?
Женя:- А говорил, знаешь! Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и…
Вова: - Знаю, знаю! Короче говоря, имя существительное-это то, что существует.
Женя:- А что же тогда такое Змей-Горыныч? Он же не существует, разве что в сказках. А это существительное.
Вова:- Ммм… А, понял, понял! Существительное- это то, что живое, умеет прыгать, скакать, ну передвигаться, и все такое.
Женя:- А вот и не все такое. А слова «Парта», «пенал», «дом», «чайник»- они же не умеют ни прыгать, ни скакать. А на вопрос «что» отвечают. Ну и чего ты на это скажешь?
Вова:- А, понял! Существительное- это то, что можно потрогать, увидеть.
Женя:- А как ты потрогаешь добро? Или радость? А, между тем, и добро и радость отвечают на вопрос «что?».
Вова:- Так что же такое это непонятное и запутанное имя существительное?
Женя:- А давай об этом спросим наших ребят, учеников 5 класса. У них как раз тема «Имя существительное».

О том, каким был Вова вы узнали из начала миниатюры. А что можно сказать о Жене?
Разыграйте сказку как сценку, прочитайте по ролям

2. Выпишите из отрывка сказки А. С. Пушкина имена существительные, определите их род, склонение, число и падеж

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,-
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,-
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой - золотою.

Вы знаете, что существительное обозначает предмет. Однако под предметом в грамматике понимают не только конкретные предметы окружающего мира (парта,карандаш, чашка, кровать), но и названия лиц (мальчик, девочка, Павел Смирнов), живых существ и организмов (заяц, лошадь, вирус, бактерия), растений (дерево, пшеница, цветок), веществ (кислород, водород), свойств, качеств, действий, процессов (краснота, жадность, ходьба, чтение), явлений природы и общественной жизни (гроза, холод, снег, перестройка), отношений к другому человеку (дружба, ненависть, любовь). Вот сколько на самом деле всего обозначают существительные!

3. Нарисуйте на отдельном листе портрет имени существительного, как сказочного героя. Каким вы представляете себе существительное? Оформите «выставку существительных» у себя в классе.

4. Составьте небольшой рассказ о своем существительном.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх