logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Корень… Он есть у дерева, у любого растения, есть у слова. Подумайте и скажите, есть ли какая-то связь между корнем дерева и корнем слова?

 

2. А теперь первая сказка. Эту сказку составила Валентина Волина, эта сказка - про маленький мудрый корень УЧ.
Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему жить одному на свете и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок УЧ в огромное семейство слов.
Друзья, попробуйте назвать все его семейство. Подберите как можно больше слов с этим корнем!

Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: «Вас, наверное, интересует словообразование?» И он был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку и суффикс. При этом, слово может изменить свое лексическое значение ( вертолет- вертолетчик) или просто поменять одежду, то есть форму( вертолет- вертолетик). Но корень оставался всегда одним и тем же, самым важным, самым главным, постоянным.

3. Корень УЧ постарался на славу! Увидел его осенний ДОЖДЬ И совсем загрустил. Еще бы! Ведь у ДОЖДЯ не было такой родни! Теперь у ДОЖДЯ одна надежда, на вас, ребята. С помощью суффиксов и приставок образуйте как можно больше родственных слов, а с помощью окончаний смените несколько раз одежду ДОЖДЮ. Выделите в словах основы. Напомним, что основа-это часть слова без окончания.

4. Молодцы, ребята! Теперь, с такой большой родней ДОЖДЬ скучать больше не будет, а будет летним, коротким, озорным и шаловливым. И обязательно после ДОЖДЯ выглянет радуга!

А мы с вами, ребята, подошли к теме «Однокоренные слова». Да, вся родня слова ДОЖДЬ - однокоренные слова. Но все ли слова с одинаковыми по написанию корнями можно считать однокоренными? Или они должны быть еще и общими по смыслу?
Для ответа на этот вопрос прочитайте рассказ «Чужак», придуманный Валентиной Волиной:


Собрались у Воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел Чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? Почему гости сразу не приметили Чужака? Не поможете ли вы найти ему своих родственников? Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел к ней в гости в этот раз.

5. А теперь давайте поиграем в игру «третий лишний». В каждой строчке найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее:
Желток, железо, желтый…
Часовщик, час, часть…
Печать, печурка, печка…
Циркуль, циркач, цирк…
Добавьте в каждый ряд вместо лишнего свое, однокоренное слово. А теперь представьте, что вы - составитель учебника и вам самим нужно сделать для ребят игру «третий лишний». Составьте несколько таких «цепочек».

Вот какую интересную информацию дает нам Н. Ф. Александрович в книге «Занимательная грамматика».

«Зри в корень!» - гласит известный афоризм Козьмы Пруткова. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев в жизни, когда мы хоти отыскать первопричину какого-либо явления, то особенно важно его помнить, когда нам нужно разобрать слово по его составу. Тут уж действительно надо «зреть», то есть смотреть, «в корень», разумеется, в корень слова, чтобы найти остальные части слова, понять его и написать без ошибок. Недаром иногда говорят:
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появились из одного корня. Это родство обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко бывают скрыты под землей и корни дерева. поэтому приходится другой раз основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень.
«Копаясь» среди корней, можно узнать много интересного. Мы откроем, что «подушка»- это то, что кладут «под ушко», и что слово это родственно словам «внушать» (вводить в уши) и «наушники». Мы узнаем также, что слово «медведь» было когда-то сложным и составлено из двух корней: «мед» и «ведать». Так назвали зверя потому, что он любит лакомиться медом (отведывать мед). Интересно отметить, что украинцы этого зверя зовут ведмедь( те же корни, но переставлены).

Козьма Прутков - вымышленное имя. Под этим псевдонимов выступили в литературе А. К. Толстой и братья Жемчужниковы.

6. Прочитайте веселое стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова». Не правда ли, любопытно?
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Выпишите из текста все «разросшиеся» слова, выделите в них корень и основу. Выполните на отдельном листе рисунок, как разрасталось слово «сад», превращаясь в новые слова.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх