logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Прочитайте сказку и устно ответьте на вопрос, в чем роль обращений в речевом этикете

Сказка про девочку, которая не знала обращений
Жила- была одна девочка- Даша. Много чего умела девочка, да вот только не знала обращений и не умела ни к кому обращаться по имени. Захочет она позвать к себе подругу: - Эй, иди сюда!
Обижалась подружка, но подходила к девочке. Но однажды утром все вдруг изменилось. Проснулась девочка Даша, оделась и стала звать маму:
« Вскипяти мне чай!»
Но мама даже не оглянулась, на дочку, сказавшую «вскипяти мне чая» вместо «доброе утро»
-Ну и ладно, надувшись, сказала Даша. - Я гулять пойду.
Вышла девочка на улицу. На улице- солнце, тепло, лето. Увидела она свою подружку и давай кричать:
-Ну-ка, иди сюда, будем играть!
Даже не обернулась подружка на зов Даши.
Взяла подружка скакалку - и убежала куда-то. Одиноко стало Даше. Пошла она по двору, стала звать Бобика - веселого лохматого щенка.
-Иди ко мне, я с тобой поиграю!- закричала девочка.
Но Бобик и не подумал бежать к Даше. Еще бы! Он даже не понял, что девочка зовет именно его - ведь она не называла его по имени!
Совсем горько стало Даше - ведь она осталась одна- одинешенька! Побрела она по городскому проспекту, раскаленному солнцем. Долго брела она, пока вдруг не увидела, что находится в совершенно незнакомом районе.
Испугалась девочка. А вокруг - столько незнакомых людей!
-Я потерялась, помогите!- закричала, было, Даша, но поняла, что и тут ей никто не поможет. Ведь она же не знает обращений, более того, она не знает даже как зовут этих незнакомых людей.
Забрела Даша в тихий дворик, села там, на скамейку и заплакала. Вдруг до нее кто-то дотронулся.
Девочка обернулась - перед ней сидела женщина вся в золотом и с волшебной палочкой в руках.
-Что ты плачешь, девочка?- спросила она.
-Я заблудилась,- сказала Даша.- Гуляла, гуляла и заблудилась. Теперь не знаю, как пройти домой.
-Я помогу тебе,- сказала женщина.- Давай познакомимся, меня зовут Фея Речевого Этикета. Хоть я в ваш город и по делу приехала, домой отвести тебя я, пожалуй, смогу.
- А какое у вас дело?- поинтересовалась девочка.
-Дело очень важное,- серьезно сказала Фея.- Мне сообщили, что живет в этом городе девочка Даша, которая не умеет обращаться к другим людям. Она совсем не знает обращений… Ты случайно не знаешь такой девочки?
Даша потупила глаза.
-Знаю, тихо сказала она. - Эта девочка я и есть.
Тут Даша рассказала все с самого утра: как она проснулась, как мама отказалась вскипятить ей чай и как, наконец, от девочки отвернулась подружка и Бобик, а затем она потерялась.
- Вот видишь,- укоризненно сказала Фея.- Сколько неприятностей только из-за того, что ты не сумела ко всем обратиться по имени, или просто вежливо обратиться! Ведь согласись, намного приятнее, когда тебе говорят: «Даша, принеси мне чаю» или: «Иван Петрович, приходите ко мне на День Рождения!»
А еще в своей речи очень нужно использовать такие слова и выражения, как «пожалуйста», «спасибо», «если вам не трудно», «благодарю вас». Ну и здороваться, конечно же, не надо забывать.
А что касается обращений, то они, моя юная подруга, очень нужны. И нужны они как в устной речи, так и в письменной. Спросишь, как же выделяются на письме обращения? Сейчас тебе это объяснит моя сестра, королева Пунктуация.
В эту же минуту перед девочкой появилась другая женщина в мантии, короне, сразу видно - королева.
-Если обращение, Даша, стоит в начале или конце предложения, то оно выделяется запятой с одной стороны, если в середине- с двух сторон!- громко и ясно сказала королева Пунктуация.
-Спасибо вам, королева, большое! - сказала вдруг Даша.- Я буду стараться, буду обязательно пользоваться правилами речевого этикета и обращениями в речи.
-Это еще не все, - сказала Фея.- Тебе что-то хочет сказать король Синтаксис.
В эту минуту перед Дашей появился уже знакомый нам король Синтаксис.
-Даша, запомни,- сказал он.- Членом предложения обращение никогда не является, оно только осложняет предложение.
- Надо же,- удивилась Даша.- Я столько уже всего узнала про обращения!
-И это еще не все,- сказала Фея.- Тебя еще хочет видеть волшебница Графика.
Графика тут же очутилась перед Дашей.
-Приятно тебя видеть, Даша!- сказала графика. – Я тебе хотела лишь сказать, как подчеркивается на письме обращение. А очень просто - галочкой.
-Спасибо вам всем, хозяева страны Великого русского языка!- сказала Даша.- Я столько всего узнала!
А потом Фея Речевого этикета проводила Дашу домой. Много чего поведала Фея Даше о речевом этикете, пока они шли до дому.
Когда Даша вернулась домой, мама все еще хлопотала на кухне.
-Мамочка, а вот и я!- радостно закричала Даша. - Давай я сама вскипячу чай!
-Да чай уж давным-давно вскипел,- улыбнулась мама. – Идем завтракать.
Тут же прибежал и Бобик.
-Бобик, пойдешь гулять?- спросила Даша.
Бобик услышал, что его зовут по имени, и побежал к Даше. Вышли они на улицу - а там и Дашина подружка гуляет.
-Наташа, давай играть!- закричала Даша.
Стали играть друзья: Наташа, Даша и Бобик.
-Да, чего только не делают обращения в жизни!- подумала Даша. – Все-таки хорошо, что я повстречалась с Феей Речевого Этикета!

2. Вставьте обращения в предложения и перепишите предложения так, чтобы получился целостный связный рассказ.
«Покупайте наш товар», - кричал продавец. «Слишком дорог товар»- отвечали покупатели. Продавец стоял у рынка и звонким голосом зазывал народ: «У нас самые свежие товары, самые лучшие вещи! Заходите к нам – не пожалеете!
Слова для справок: Дорогие посетители, уважаемый продавец, горожане и гости нашего города, друзья, все-все-все.

3.Исправьте текст, внеся в него коррективы. В чем, по-вашему, состоит основной недочет текста?
Дорогая Маша!
Поздравляю тебя, Маша, с Днем Рождения! Маша, желаю тебе крепкого здоровья и еще, Маша, удачи. Кроме этого, Маша, я хочу пожелать тебе хорошо закончить учебный год и весело отдохнуть на каникулах.
Твой брат Леша.

4. Сопоставьте обращение с формами речи и объясните свой выбор.

obrash

obrash

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Продолжите историю про девочку Дашу уже после того, как она повстречалась с Феей Речевого этикета. Придумайте следующие эпизоды, в которых были бы предложения с обращениями:
-Даша в магазине;
-Даша в библиотеке;
-Даша в автобусе;
-Даша у себя дома на вечеринке принимает гостей.

7. Составьте синквейн или стих в рисунках на тему «Обращения». Оформите работу на отдельном листе

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх