logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. «Любви все возрасты покорны…» - писал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Прочитайте сказку Феликса Кривина про Глагол и частицу «Не». Придумайте окончание сказки.

Сила любви
Гордую и упрямую частицу «Не» полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил «Люблю», а она – «Не люблю». Он признавался «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица «Не» никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: « Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам…

2. Составьте 5 словосочетаний и 5 предложений со словами, которые не употребляются без «Не». Разберите эти глаголы по составу.

3. Прочитайте рассказ про Скучного мальчишку и определите, в каком случае нужно писать «не» с глаголами раздельно, а в каком – слитно?
Скучный мальчишка ничего (не)хотел. (Не)хотел рисовать, (не)хотел читать книгу, (не)мечтал куда-нибудь попутешествовать.
-Пойдёшь гулять? – спросят его ребята.
-(Не)пойду, - глухо отзовётся Скучный мальчишка.
-Поехали на речку загорать! – зовёт его мама.
-(Не) поеду, (не)навижу речку! – говорит Скучный мальчишка. Ничего его
( не) радовало, он только (не)годовал. Мама его (не)доумевала.
-Наверно, ему (не)здоровится, - решила мама и позвала доктора.
-(Не)беспокойтесь, - сказал доктор. – (Не)волнуйтесь и (не)переживайте. Ваш мальчик (не)заболел – просто он очень подружился с частицей «Не»…

Продолжите рассказ про Скучного мальчишку и составьте продолжение, в котором мальчик сможет справиться со своей хандрой и расстанется с «Не». Стоит ли ему навсегда прощаться с «Не»? Развивайте мысль!

4. Прочитайте рассказ «Главное – хозяин». Почему пёс понял, что главное – не еда, не удобства, а хозяин?

Главное- хозяин!
На дворе было (не)настье: (не)переставая лил дождь, и на улицу (не)льзя было выйти. Пес Дружок лежал в своей (не)большой конуре и рассуждал о своей (не)сладкой жизни.
-Нет и нет в жизни счастья! – (не)весело подумал пес.- Все (не)справедливо! Вот люди, например, живут не в конуре, а в настоящих домах. А я, вовсе (не)глупый пес, должен лежать тут, (не)понятно где и лаять на (не)знакомых людей!
Пес (не)торопливо зевнул и продолжил рассуждения.
-А едят люди что! (Не)косточки, (не)какие-то шарики, которые «Чаппи» называются, а нормальную человеческую еду, состоящую из (не)скольких блюд. А на меня и (не)смотрят. (Не)смотря на это, я должен им верно служить и (не)медленно лаять, если подойдет кто-нибудь (не)знакомый, а чужой. И спят люди (не)на коврике, а на мягкой-мягкой кровати.
А я (не)хуже их! А как несколько дней назад (не)заметно пробрался в спальню и (не)спеша улегся на кровати – так тут началось! Все заохали, стали хвататься за головы, а мой хозяин взял плетку и (не)медленно выгнал меня.
И гуляют люди (не)на поводке, и им никогда (не)надевают (не)лепую и (не)суразную штуковину, которая намордником еще зовется. А на цепь зачем меня, (не)счастного, сажают? Сижу тут, как левый, все соседские псы (не)вольно смотрят на тебя как на (не)годяя и (не)лепого (не)удачника и чудака. Подойдут и спросят: « Ну что, на цепи? (Не)льзя, значит, гулять? (Не)куда деваться!»
Приходится болтать чепуху (дабы сохранить свою (не)исчерпаемую собачью гордость), что это твое самое любимое занятие – сидеть на цепи, что это (не)описуемо приятное дело и вовсе (не)наказание. Представляете, один раз до того сумел убедить одного пса, что сидеть на цепи – самое интересное занятие, что он сам стал просить, чтоб и его посадили на цепь! Пусть бы посадили, узнал бы он, как это (не)сладко и далеко (не)весело.
Дружок (не)громко тявкнул и потянулся.
-А люди вообще (не) понятные, - подумал пес.- Тут, в деревне, еще не до такой степени (не)лепые, а вот в городе! Приехала (не) так давно (не)веста к соседу- так я ни слова из ее речи (не)понял. Все о каких-то мобильниках, компьютерах и дро… Нет, вроде «драйверах» говорит. На днях тут так расхваливала свой компьютер, столько всяких (не)русских слов наговорила… И «Виндоус» какой-то, и «Фотошоп», и «Е-мэйл» придумала! И говорит, что все качает из какого-то «Нэта» и сидит в «Вконтакте». Что качает? Ума (не) приложу!
Заинтересовался я, что такое этот самый компьютер, в котором есть и «Нэт», и «Виндоус». Не поверите, как я разочаровался, когда увидел, что компьютер – это самый обыкновенный ящик. Если из него внутренности вынуть, то получится хорошая конура для щенков. А они, люди, там мышь поселили! Все говорят, «вот, какая у нас славная компьютерная мышка!». И зачем, спрашивается, они туда мышь запихнули? Лучше бы коту Ваське отдали эту (не)навистную коробку для квартиры, он как раз тут как-то жаловался, что ему жить (не)где. Нет, людей нам, псам, никогда (не) понять!
Сделал такой вывод наш Дружок – и сразу ему легче на душе стало. Тут, (не)избежно после дождя, из облаков вышло солнце и совсем весело стало.
- И все-таки мне хорошо живется, - решил пес. - Ведь у меня есть хороший хозяин, который меня любит, и которого я люблю. А ведь это - самое главное!

5. Выпишите из рассказа слова на правило «Правописание «не» с разными частями речи в два столбика.

nesglag

nesglag

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Создайте лингвистическую миниатюру в любом жанре со словами на правило «Правописание «Не» с глаголами».

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! Интересны два случая, когда мы имеем дело с омонимичными формами глаголов не достаёт и не хватает. Вот какое здесь правило:
Глагол хватать в любом значении пишется раздельно с не, например: 1) Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки; 2) В книге не хватает нескольких страниц.
А вот во втором случае различается раздельное написание не доставать в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным», например: не достаёт рукой до форточки; 2) В кассе недостаёт двух рублей, недостаёт терпения, только этого недоставало.
(Розенталь «Современный русский литературный язык, 2007, с. 78)

7. Прочитайте стихотворение «Весёлые рифмы». Почему стихотворение Ю. Вронского воспринимается как юмористическое?

Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок НЕ
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом!
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом.
Я согласен даже НЕ
Рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ
Танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упрёков,
Если даже я и НЕ
Выучу уроков!

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх