logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1.Ребята, в нашу школу пришло письмо без адресата. Его написала два каких-то странных человечка. Может быть вы, ребята, прочитав его, угадаете, от кого оно?

Здравствуйте, ребята!
Я необычный ваш друг. А кто я такой, это вам придется угадать. А почему друг? Да потому что вам не обойтись без меня на письме. Характер у меня добрый, мягкий. Разным я бываю: разделительным и смягчающим. Смягчающим я бываю, когда обозначаю мягкость того или иного согласного звука. А разделительным я бываю, когда разделяю гласный и согласный.
Разделительным я бываю перед буквами «е», «и», «ю», «я» внутри слова, не после приставок. Вот вам примеры таких слов со мной: « соловьиный», «вьюга», «крестьянин». Иногда разделительным я бываю в иноязычных словах перед «о»: медальон, бульон, шампиньон.
Ну, догадались, кто я такой? А если догадались, то я передаю право слова моему брату.

Здравствуйте, ребята!
Я тоже ваш друг, потому что попадаюсь в некоторых словах. Но характер у меня твердый, жесткий, крепкий.
Я являюсь всегда разделительным и пишусь перед буквами «е», «ю», «я» после приставки, оканчивающейся на согласный: «Подъезд», «Съемка», «межъядерный». Также разделительным я бываю в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласный ( аб -, ад -, диз -). Например, вот слова: «адъютант», «инъекция», «субъект».
Еще я пишусь в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трех-, четырех-, например: «двухъярусный», «трехъязычный».
Запомните, ребята: перед другими согласными, кроме «е», «ю», «я» я никогда не пишусь, такой уж у меня твердый характер. Вот, смотрите, примеры: «безаварийный», «сузить», «сэкономить».
Ну вот, пожалуй, и все у меня. До встречи в словах русского языка!

2. Вы, наверно, уже догадались, что авторами этого письма являются мягкий и твердый знаки. Исходя из той «визитной карточки», которую дали себе эти знаки, выведите правило, когда же пишется «ъ», а когда - «ь».

3. Найдите в стихотворении слова на изучаемую орфограмму

Разделительный мягкий знак.

Перед е, е, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья,
жилье-
Перед я, и, е, ю, е.
Воробьи, жилье, ручьи,
Лисья, крылья, стулья, чьи.
Колья, перья и семья
Вьюга, осенью, друзья.

4. Ребята, а вы ни разу не задумывались, почему это мягкому знаку потребовалось отделять гласные от согласных в конце слова? Составьте лингвистическую миниатюру- ответ на этот вопрос. Как вы думаете, согласно плану-подсказке, в каком жанре будет ваша миниатюра?

1) Жили-были когда-то гласные и согласные в конце слова.
2) Однажды вдруг гласные и согласные заспорили, какой же звук должен стоять прежде?
3) Так бы и не могли бы уняться гласные и согласные, если бы корень слова не послал гонца к мягкому знаку…
4) Мягкий знак пришел и теперь разделяет гласный и согласный, а потому и получил такое название - разделительный.

5. Нарисуйте или сделайте объемный макет двух спорящих звуков - гласного и согласного и доброго Мягкого знака, вовремя подоспевшего на помощь. Помните из письма, что у мягкого знака мягкий характер? Для объемного макета используйте картон, ножницы, клей, скотч, цветные карандаши, краски.

6. И напоследок: прочитайте веселое стихотворение Бориса Заходера и выпишите из него слова с разделительным мягким знаком:
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья!

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх