logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Послушайте репортаж Строителя текстов прямо с места стройки, устно определите стиль речи. По каким признакам вы его определили?

Здравствуйте, уважаемые телезрители!
Репортаж ведет строитель текстов прямо с места стройки. Хочу сказать, что основным моим делом в настоящее время является построение домов-текстов. Строительный материал в данном случае - предложения. С этим согласились большинство наших слушателей. А предложения, в свою очередь, тоже состоят из строительного материала - из слов, которые связаны грамматически.
Справедливо замечу, что предложение всегда содержит законченную мысль и произносится с особой интонацией: сперва эта интонация повышается, затем только, к концу предложения, понижается.
В конце предложения – я думаю, наши телезрители согласятся – ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. А ещё предложения включают в себя грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. На этом мне пора завершать свой репортаж и возвращаться к стройке. До связи, уважаемые мои телезрители!

2. Что нового вы узнали из этого текста? Составьте несколько синквейнов на тему «предложение» так, чтобы в них была важная информация.

3. Прочитайте миниатюру «Странное письмо» и скажите, за что предложения наказали Вадика?

Странное письмо
Жил-был один шалун Вадик. Целыми днями он носился по футбольному полю и возвращался домой с разбитыми коленями поздно вечером. Но это было еще полбеды. Беда была в том, что этот Вадик совсем не хотел учиться. И не учился он: так один раз он сбежал с урока русского языка, на котором изучали тему «предложение», на футбол.
На обратном пути с футбольного поля Вадик вдруг повстречался со своей учительницей по русскому. Стыдно ему тут стало.
«Вот сейчас начнет она меня распекать»,- подумал Вадик.
Но учительница ругать его не стала. Она только сказала пару странных фраз:
- Погоди, Вадик, предложения еще тебя проучат за такое отношение к ним. Они ведь тоже с характером!
- А ну их, - подумал Вадик. – Это как это они меня проучат?
Пришел Вадик домой, швырнул портфель и лег на диван, включил телевизор и стал смотреть его да семечки щелкать.
- Надо бы уроки делать,- мелькнуло в голове у него.- Да там опять эти предложения…
«Вот предложения-то и проучат тебя»- снова вспомнил Вадик слова учительницы. Вспомнил - и носом не повел.
На другой день Вадик получил письмо от бабушки. Как только он увидел конверт, он очень обрадовался: ведь бабушка его, наверно, на лето приглашает в деревню. а деревня- это рыбалка, ночи в шалаше с мальчишками, костры и лазанье по деревьям! Распечатал Вадик конверт и… ничего не понял.
Вот что тут было написано:
«Здравствуй Вадик пишет тебе бабушка хочу пригласить тебя на лето в деревню у меня много нового корова отелилась кошка поселилась в саду новая газовая плита а соседи для огорода подарили нам пугало соседи такие хорошие вредные вороны больше не топчут мой огород яблоки вишни у нас в этом году будут так что приезжай у нас весело петухи кукарекают коровы мычат стрекозы на полях летают закаты и рассветы у нас славные жду бабушка».
Непонятно было решительно все. Кто отелился? Кошка или корова? И почему газовая плита поселилась в саду? Она что, живая? Может, и не стоит ехать к бабушке, вдруг эта плита, что называется, того? И почему соседи названы воронами, да еще и хорошими и вредными одновременно? И с какого, простите, перепугу, соседи должны топтать огород? Дальше письмо не разобрать вообще. Закаты где-то летают… Да уж!

Поможем разобраться нашему герою и разбить текст на отдельные предложения. Объясните постановку знаков препинания. 

4. Выделите в предложениях главные члены и докажите, что перед вами предложения
а) Мышь пробежала по подполью. б) После дождя небо засинело еще ярче. в) Аккуратный, чистый и новый портфель подарили родители дочке. г) В эту ночь луна светила очень сильно. д) Дедушка с внуком отправились в лес за грибами.

5. А теперь вернемся вновь к нашему Строителю текстов. Оказывается, пока тот был на обеденном перерыве, пришел какой-то неумеха-строитель и построил такой текст из предложений, что даже стыдно посмотреть.
Они увидят в тебе человека. Щедрый человек никогда не будет считаться с кем-то другим за то добро, которое он когда-то сделал для него. Очень важно быть щедрым человеком. Если ты будешь щедрым, то и людям будет приятно и легко с тобой общаться, жить и дружить. Это тот, кто не жадный и готовый отдать все свое ради другого человека, порой даже пожертвовать. Что значит быть щедрым? Это называется бескорыстие.

Восстановите предложения в таком порядке, чтобы они образовывали текст. О чем этот текст? Какова его основная мысль? Объясните значение выделенных слов, воспользовавшись толковым словарем.

6. Сочините песенку Предложения. Воспользуйтесь учебником и дополнительной информацией

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх