logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Прочитайте сказку Валентины Волиной и вспомните, к какому роду могут относиться имена существительные

Как у существительных Род появился
Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки отличия, тот будет награждён»
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: « Те слова, которые забрал себе муж, пусть будет мужского рода (туда попали стул и стол, и дом, и мир и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода» (так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет узнавания рода имен существительных.

2. Разделите слова на три колонки. В первую колонку запишите слова, доставшиеся мужу, во вторую – жене, в третью – те, которые не достались никому. Подпишите над каждой колонкой таблицы соответствующий род.
Дерево, вишня, улица, бульвар, помидор, папа, море, игрушка, песня, соль, рояль, кашпо, кофе, пианино, рояль, рельс, огонь, радость, песчинка, шампунь, добро, одеяло, торшер.

Объясните значение непонятных вам слов. А в каких словах не так-то просто было определить род? Обратитесь к словарям.

ctoto

ctoto

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составьте небольшой текст, где были бы только существительные мужского (женского, среднего) рода. (Другой вариант: составьте текст со словами и мужского, и женского, и среднего рода, чтобы муж и жена больше не ссорились). Подчеркните в своём тексте красным цветом одушевлённые существительные, синим – неодушевлённые.

4. Прочитайте миниатюру Валентины Волиной и скажите, в чём же заключалась помощь Местоимения и Прилагательного.
Друзья спешат на помощь
Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени, или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, а Существительное лежит и стонет.
-Что с тобой? – спрашивают друзья.
-Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают некоторые ребята!
-Да, - задумались Прилагательное и Местоимение.- По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.
-Ну что вы!- возмутилось Существительное. – Ученик – он. Значит, мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.
-Так ведь это одушевлённые существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?
Вздохнуло Существительное:
-Здесь смотрите на окончания! Всё теперь они решают: если -а(-я) – женский род, -о(-ё) – средний род, нет окончания – мужской.
-И ничего не мешают! – затараторило Местоимение. – У стола, около стола – окончание –а. Значит, это существительное женского рода!
Тут Существительное потеряло терпение:
-Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.
Сказало так Существительное и ещё больше помрачнело, потому что вспомнило, что всё-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.
-Послушай!- воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли) – Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определять твой род: интересная книга, моё яблоко, твой класс. Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, твоя большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода у таких слов как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой грязнуля и большая грязнуля, этот задира или эта задира.
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говорят: «Друзья познаются в беде».

5. Помогите Местоимению, которое решило тут же начать помогать, определить род у существительных, поставив их в форму именительного падежа. Оформите записи в виде таблицы.
Около школы, возле дома, за рекой, для котёнка, вижу море, вместе с ёжиком, по дороге, у парты, рядом с облаком, подарю бабушке, напишу родственникам

sush

sush

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы часто слышим выражение круглый сирота, если речь идёт о мальчике, но когда говорят о девочке, то скажут: Она круглая сирота. Что же это за существительное сирота, спросите вы, какого оно рода – мужского или женского?
Есть группа существительных первого склонения, которые в одинаковой мере относятся и к мужчинам и женщинам, например: сирота, умница, неряха, бродяга, выскочка, глупышка и др. Эти существительные образуют особую группу так называемого «общего рода». Александрович, с. 106.

6. Вы узнали из рубрики «Это любопытно» и из миниатюры, что слова «ябеда», «соня», «недотрога», «забияка» - общего рода. Что это значит? А лишь то, что они могут употребляться как в роли мужского, так и в роли женского рода. К этим словам относятся так же и имена: Валя, Саша, Женя.
Составьте небольшую миниатюру «Саша забияка и ябеда», используя слова общего рода. Определите род и у остальных существительных, которые вы употребили в тексте. Выделите окончания.

7. А теперь давайте отвлечёмся от конкретных существительных, тем более что в следующей миниатюре, которую мы вам предлагаем составить, действуют и живут три самостоятельных героя:
смелый, мужественный и отважный Мужской род,
нежный, женственный Женский род,
недоверчивый и независимый Средний род.

Вот какие разные эти три рода, друг на друга, казалось бы, непохожие. И, тем не менее, они один раз собрались все вместе на вечеринке – на Дне рождения у имени Существительного. Составьте миниатюру «Три рода в гостях у Существительного». (Помните, что эти три рода – каждый со своими странностями. Так, Мужской род – он ест и пьёт за столом только то, что мужского рода, Женский – то, что женского рода, Средний – среднего. А ещё Мужской род имеет такую привычку – рассказывать только о предметах мужского рода. О чём он может поведать? О корабле, о дальнем острове, куда он путешествовал, о прекрасном огороде, который он содержит, о своём доме с балконом… О чём, в свою очередь, могли беседовать Женский и Средний род?) Догадайтесь сами и придумайте эту историю.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх