logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Как можно было бы назвать эту сказку? Выучите стихотворение-правило.

Жили-были в двух больших красивых замках глаголы. Первый замок назывался первым спряжением- там жили глаголы, оканчивающиеся на –еть и –ать, а второй замок назывался вторым спряжением, там жили глаголы, оканчивающиеся на –ить. Жили хорошо они, да вот только чересчур шустрыми были они. Не могли они усидеть спокойно- недаром они обозначали действие предмета!
Но поссорились как-то глаголы друг с другом- и ушли тогда 11 глаголов на –еть и –ать во второй замок, а из второго в первый перешли два глагола на –ить: «Брить» и «стелить». И стали с тех пор 11 глаголов - «Гнать», «Дышать», «Держать», «Обидеть», «Слышать», «Видеть», «Ненавидеть», «Зависеть», «Вертеть», «Смотреть», «Терпеть» мирно и дружно жить во втором замке. Только одно их беспокоило: как сделать так, чтобы ребята легче запомнили эти слова- исключения? И придумали тогда они такое стихотворение:
Надо голову гордо держать,
Неудачи подальше все гнать,
Полной грудью свободней дышать,
Вперед к знаниям бодро бежать.

Ненавидеть безделье и лень,
И во всем видеть верную цель,
Не зависеть от лени своей,
На уроки спешить всем быстрей

Ну а там – головой не вертеть,
А в учебник, на доску смотреть!
Слышать все, что учитель вам скажет,
Видеть все, то, что он вам покажет.

Неудачи? Придется терпеть.
Но потом будешь песни ты петь.
Так что, выучи ты этот стих,
Не обидеть чтоб русский язык.

Чтоб глаголы все верно писать,
Получить за диктант чтобы «Пять».

2. Расселите глаголы в замки:
Танцевать, отдыхать, хотеть, гореть, видеть, держать, гудеть, решать, зажигать, дышать, запрягать, бежать, ходить, помнить, вертеть.
Дополните по глаголу в каждый столбик. Какие из названных слов являются исключениями?

spryag

spryag

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте обратимся к этимологической справке, которую даёт Валентина Волина: «Большинство грамматических терминов русского языка произошли из древней греческой грамматики. Слово спряжение – не исключение. Этот термин возник на базе слова syzygia в значении связь, соединение; парная упряжка, пара, брак. Из этого видно, что понятие спряжения сопрягалось с понятием соединения, связи.
(В. Волина «Занимательная грамматика», с. 239).

3. Прочитайте грамматические сказки Валентины Волиной «Откуда появились глаголы-исключения» и «весёлые рифмы».
Откуда появились глаголы-исключения
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматике жил-был славный царь-Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на – ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь глагол, помоги нам!
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители - в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.
-Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
-Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хоть они и не оканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Запомните их, ребята! (В. Волина «Занимательная грамматика», с.237)


Весёлые рифмы
Как начнёшь ты меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть.
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!
(В. Волина «Занимательная грамматика», с.237)

Попробуйте сочинить свою историю-миниатюру (не обязательно в стихах!) с использованием слов-исключений. Выучите любое стихотворение с использованием этих глаголов.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх