logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

 1. Составьте «Визитную карточку» гласным звукам и согласным. Помните, что в «визитке» звуков они должны, в первую очередь, представить себя. Что они должны сказать? В первую очередь, сколько их в русском языке, затем - чем они отличаются друг от друга, в-третьих, какими свойствами они обладают. Можно ли их петь, тянуть? Пусть «отправным пунктом» в составлении «визитки» будет материал учебника. Если хотите, можно включить и рисунки!

2. Прочитайте лингвистическую сказку, написанную Александром Шибаевым, детским поэтом и писателем:

Всегда вместе
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить - и… никак.
Кашлянули:
-Кх!
Чихнули:
-Пчх!
Хмыкнули:
-Хм…
Зачем-то позвали кошку:
-Кс-кс-кс!
И заскучали…
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.
-А-а-а! О-о-о!-кричали гласные.
Они плакали как малые дети:
-Уа! Уа!
Аукали:
-Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть), но у них получилось лишь невнятное бормотание:
-БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
-У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом и внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались.
Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все равно мирятся.
О чем говорится в этой сказке? Какое важное правило лежит в ее основе?

Задумывались ли вы о том, что звуки сами по себе производят какое-то впечатление, напоминают какое-то явление природы, а то и кажется, что они наделены какими-то свойствами. Так, звук «а» производит впечатление чего-то яркого, большого, светлого, звук «р» напоминает нам нечто громкое, рычащее. Звук «ф» охарактеризован как пассивный, тусклый, угрюмый.
С помощью звуков можно передать красоту природы и сами звуковые явления. На основе этого появилась звукоподражательная тория возникновения языка. Согласно ей, человек называл предметы и явления в соответствии с тем впечатлении, которое они производили. Грохочущее, страшное для человека явление он назвал «гроза»- замечаете, что сочетание звуков как бы передает впечатление от этого природного явления?
Вслушайтесь в строчки стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза». Какие сочетания звуков передают состояние грозы?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
Прочитайте отрывок из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова. Опишите картину, которая вам представляется при прочтении? Какой звук помог вам русалку увидеть во всей своей красе? Посчитайте, сколько раз этот звук встретился вам в четверостишии.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Вот какие открытия можно сделать, наблюдая за звуками! Но это еще не все. Ученые-исследователи выдвинули мнение (и доказали путем опроса!) что каждый звук имеет и закрепленный за ним цвет. Так, большинство опрошенных на вопрос «с каким бы цветом вы сопоставили звук а» сказали, что этот звук-красный. Звук «л» был определен как оранжевый, «г» как желтый, «х»- серо-коричневый. Включите свое воображение и опишите несколько звуков. Какого они, по-вашему цвета, какого размера, какой имеют характер и какие ощущения вызывают? Если у вас есть желание, можете нарисовать звук таким, какой он есть в вашем воображении или представить это с помощью цвета.

3. Напишите миниатюру «Один день из жизни звуков».

4. Иногда и вымышленные слова могут иметь какое-то значение, особенно, если подключить фантазию и воображение. Возьмем два слова: «Балабама» и «Чичирикли» (из пособия В. Волиной). Попробуйте им дать характеристику с помощью прилагательных. Какие из предложенных прилагательных подойдут к первому существу, какие - ко второму?
Круглое, острое, мягкое, угловатое, доброе, худое, сердитое, толстое, юркое.

5. А теперь попробуйте нарисовать Балабаму или Чичирикли. Что вам помогло представить этих фантастических существ именно такими?

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх