logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Приложение

Лингвистическая миниатюра – малый жанр, в основе которого лежит грамматическое, орфографическое или пунктуационное правило, какая-либо важная мысль о русском языке.

Выделяют два типа лингвистических миниатюр:
1) Миниатюра, где грамматические категории данного правила – действующие лица;
2) Тексты любой тематики на указанное правило.

Особенности любой лингвистической миниатюры:
• действующие лица – жители страны русского языка;
• в ходе событий миниатюра должна всё равно;
• произведение небольшое по объёму;
• характеры героев – жителей русского языка должны соответствовать своим аналогам в русском языке.

Памятка по написанию лингвистической миниатюры:

1) Внимательно прочитай задание. В каком жанре вас просят создать миниатюру?

2) Прочитайте правило, на которое вы будете писать миниатюру. Если оно вам непонятно или есть вопросы, обязательно перечитайте учебник или обратитесь к учителю.

3) Познакомьтесь с особенностями жанра, в котором вы будете писать. Впервые вы встречаетесь с этим жанром или уже работали с ним? Если впервые, внимательно прочитайте образцы и изучите жанровые особенности.

Вспомните, с какими произведениями фольклора или литературы в этом жанре вы встречались? Каковы их особенности? Обратитесь за помощью к учителю.

4) Определите, кто будет героем вашей миниатюры, где будет происходить действие, какими характерами будут обладать ваши герои. Как ваша миниатюра выразит грамматическое правило?

5) Составьте черновой вариант миниатюры. Перечитайте его ещё раз и, по необходимости, отредактируйте.

6) Аккуратно, чисто и без ошибок перепишите миниатюру в рабочую тетрадь. Сделайте рисунок, если об этом сказано в задании.

Лингвистическая сказка
Сказка – Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Большая литературная энциклопедия, с. 642)
Характерные особенности:
• сказочный сюжет;
• возможно, сказочные герои: в лингвистической сказке могут быть, помимо героев-частей речи, членов предложения, морфем и типичные герои, как русских, так и зарубежных сказок: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, принцы и цари, герои авторских сказок;
• волшебные предметы или волшебные превращения; обычные предметы в волшебной, нетрадиционной роли;
• неопределенно сказочное время и пространство;
• традиционно-сказочные эпитеты, постоянные формулировки зачина, концовки и т. д.

Век живи - век учись.
Жил-был один очень непослушный мальчишка, ученик 5 «Б» класса Петя. С царем в голове был этот мальчуган, да вот только он не любил учиться. На переменах носился он сломя голову, а на уроках сидел, сложа руки - одним словом, бил баклуши. Все говорили: «Да, с таким лентяем каши не сваришь». И, увы, никто не говорил про Петю, что у него золотые руки, потому что и рукодельничать Пете было лень. А вот драться, гулять и играть он любил. Где был он – там дым коромыслом.
Но однажды случилась с Петей история, которая ему врезалась в память надолго. Сидел он как-то на уроке русского языка, но не слушал того, что говорила учительница Марья Ивановна. Сидел Петя, ворон считал – до того скучно стало, что даже носом клевать стал мальчик. И вдруг как снег на голову – очутился Петя в неизвестной далекой стране, в каком-то сказочном лесу. «Да,- подумал Петя. – Попал я, куда Макар телят не гонял».
«Мама!» – закричал Петя.
Но ни мамы, ни папы, ни одноклассников – никого не было рядом. И почувствовал тогда себя Петя не в своей тарелке. Стоит он ни жив ни мертв, не знает, что делать.
Вдруг навстречу Пете вышел какой-то сказочный человечек: в колпаке, сапожках и в фиолетовом плаще в звездочку.
– Кто ты такой, и где это я нахожусь? – спросил Петя.
– Где ты находишься? – улыбнулся человечек. – Ты в сказочной стране «Век живи, век учись». А кто я? Я – гном!
– Но ведь гномов не бывает! – воскликнул Петя.
– Да у тебя еще молоко на губах не обсохло, раз ты так утверждаешь! – сказал гном. – В сказке все бывает!
– А как я здесь оказался? – все еще не верил Петя.
– Да ты, я вижу, и вправду как с Луны свалился! – опять улыбнулся гном. – Ты, дружок, на уроках бил баклуши, на переменах носился как угорелый, и вот за это безделье ты и попал сюда - на исправление.
– Ах, вот как! – сказал Петя. – Да ведь я совсем не боюсь этой вашей сказочной страны. Не на того напали, я ведь стреляный воробей! Вот увидите, я могу горы свернуть!
– Бред сивой кобылы! – послышался откуда-то скрипучий голос.
Петя оглянулся и увидел, что гном куда-то исчез – как сквозь землю провалился.
– Кто же это сказал таким скрипучим голосом? – удивился Петя. – Ведь никого же нет, я один в лесу!
И, чтобы подбодрить себя, Петя крикнул:
–Я же сказал, я никого не боюсь! Я тертый калач!
–Ну это еще бабушка надвое сказала! – послышался тот же скрипучий голос.

– Это еще вилами по воде писано! – отозвался другой голос.

Разговаривали деревья! В первый раз Петя слышал разговор деревьев – и тут всю его смелость как ветром сдуло. Да еще и ветер наступил, стало смеркаться, вот уж совсем темно стало – ни зги не видно, хоть глаз выколи.
Стал Петя звать на помощь, но на его зов вместо помощи прилетела Баба-Яга.
Схватила Яга Петю, посадила в ступу – и в мгновенье ока оказались они перед избушкой на курьих ножках.
– Ну а теперь давай лясы точить! – сказала Баба-Яга. – Не буду я тебя на лопату сажать, ты не дрожи, как осиновый лист. Видишь ли, поручили мне с тобой разъяснительную работу провести. Что же ты, дружок, наломал дров? Ведь ты у нас семи пядей во лбу, да вот только из-за лени своей ты сел в калошу.
-Да ведь я давно хотел покончить с ленью, – признался Петя. – Понимаю, что пора выводить все на чистую воду. Может, из меня что-нибудь и выйдет.
– А ты не гадай на кофейной гуще, – сказала Баба-Яга. – А возьми себя в руки и начинай все с чистого листа.
– Я же и так все науки знаю! – попытался отговориться Петя, все еще сопротивляющийся со своей ленью.
–Что ты, что ты! – замахала руками Яга. – Помни: Век живи – век учись!
– Заруби себе на носу! – сказал неизвестно откуда взявшийся гном – тот самый, с которым Петя уже познакомился, – надо быть аккуратным и старательным, все делать без сучка и задоринки. А главное – будь трудолюбивым. Спросишь, как это сделать?
– Да проще пареной репы! – отозвалась Яга.
– Помни, Петя, – сказал гном, – прежде всего, отбрось свою лень и возьмись за учебу. Это ведь нужно в первую очередь тебе самому. Если ты хорошо закончишь школу, то сможешь благополучно поступить учиться дальше, выбрать подходящую профессию и найти себе место в жизни.
– Я обещаю больше никогда не лениться и работать с огоньком, так, чтоб комар носа не подточил! – торжественно и громко заявил Петя.
– Неужели? Давно пора! – вдруг неизвестно откуда послышался голос, как бы вы думали, кого? Марьи Ивановны! Петя протер глаза и… о чудо! Он снова был не в избушке Бабы-Яги, а в своем классе на уроке русского языка.
– Неужели я это все во сне видел? - удивился Петя, оглядываясь по сторонам – И как же я умудрился заснуть на уроке?
–Я и сама диву даюсь, – сказала Марья Ивановна. – Но теперь, я надеюсь, что ты, в самом деле, возьмешься за ум и перестанешь лениться.
– Ну, я же дал обещание, – сказал Петя, – а раз я пообещал, значит, кровь из носу, а исполню.
… Не прошло и года, как Петя действительно исправился и закончил 5 класс круглым отличником и ведет себя хорошо: тише воды ниже травы. Всегда теперь Петя протянет руку
помощи товарищам и обязательно скажет: «Делу время - потехе час». И добавит: «Учиться надо всегда. Век живи – век учись».

Шустрые глаголы
Жили-были в двух больших красивых замках глаголы. Первый замок назывался первым спряжением – там жили глаголы, оканчивающиеся на –еть и –ать, а второй замок назывался вторым спряжением, там жили глаголы, оканчивающиеся на –ить. Жили хорошо они, да вот только чересчур шустрыми были они. Не могли они усидеть спокойно – недаром они обозначали действие предмета!
Но поссорились как-то глаголы друг с другом – и ушли тогда 11 глаголов на –еть и –ать во второй замок, а из второго в первый перешли два глагола на –ить: «Брить» и «стелить». И стали с тех пор 11 глаголов – «Гнать», «Дышать», «Держать», «Обидеть», «Слышать», «Видеть», «Ненавидеть», «Зависеть», «Вертеть», «Смотреть», «Терпеть» мирно и дружно жить во втором замке.

Лингвистический рассказ
Рассказ – малый прозаический жанр эпоса, обладающий следующими характерными особенностями:
• небольшой объём;
• отсутствие волшебства, фантастических превращений, ориентация на реальность.
• простой сюжет, небольшое количество героев.

Как ребята узнали правило, или ложка и кошка
Как-то раз учительница спросила ребят из второго класса: «Как вы думаете, ребята, какую букву нужно писать в словах «ложка» и «кошка», «ш» или «ж»?
– Конечно же, «лошка» и «кошка», – сказала Настя. – Это каждому понятно.
– А вот и нет, – улыбнулась учительница.
– Значит, «ложка» и «кожка», – уверенно сказала Наташа, – это всегда так в русском языке, слышим «сабака», а пишем «собака», слышим «даска», а надо писать «доска».
– И снова вы не правы. И не гадайте, а лучше подумайте. Даю вам срок до завтра. И вот вам ещё одна подсказка: постарайтесь поизменять эти слова: «ложка-ложки-ложку…». Тут вы и подсказку сыщете.
Когда Настя с Наташей шли домой, они думали над непростой задачей.
– «Кошка-кошки, кошку, о кошке… И ничего не понятно, – сказала Наташа.
–Давай-ка спросим у кошки об этом, – сказала Настя и обратилась к Мурке.
Но Мурка, к сожалению, говорить не умела, а уж ложка-то и подавно.
–Я придумала! – закричала Настя. – Мы сейчас спросим у моей бабушки, она всё знает.
Но бабушка не сказала прямо, а только намекнула: «А назовите кошку и ложку ласково, да и посмотрите, что у вас получится».
– Кошка… ласково? А, кошечка! И ложечка! – девочки захлопали в ладоши от радости.
–Значит, получается «кошка» и «ложка», – закричали они.
На другой день они поделились своим первым открытием с учительницей. И только теперь им учительница рассказала правило: «Чтобы узнать, какая согласная пишется в слове, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот согласный слышался чётко».

Первое открытие
Как-то раз Вадик услышал, как по радио говорили про какой-то атлас.
–Вот это да, –решил он, – по радио ведущие выступают и не умеют правильно говорить. Ведь правильно говорить «атлас»! Географический атлас – нам даже учительница так говорила. А может быть, учительница ошиблась? Да нет, не может быть такого!
Тогда Вадик решил больше не раздумывать, а взять с полки толковый словарь, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым. И что же он там увидел! Что это слово имеет два значения и произносится и так и так!
На другое утро Вадик поделился своим открытием с учительницей.
– Совершенно верно, – сказала она, – есть и атлас и атлас. Такие слова, которые имеют разное значение, но пишутся одинаково и различаются только ударением, называются омонимами-омографами.
Так Вадик сделал своё первое открытие…

Живописная окрестность
(рассказ на правило «Непроизносимые согласные в корне слова»)
Как-то раз Петя забрался по лестнице на крышу сарая, чтобы осмотреть окрестность. Лестница была не совсем опасной и Петя ещё раньше залезал по ней на крышу встречать грачей – вестников весны. Местность была живописная и прекрасная.
За деревней открывался вид на неизвестный, но очень красивый и чудесный лес. Был уже поздний вечер, и солнце садилось за горизонт. Пете было и грустно и радостно: грустно потому, что сегодняшний день, такой интересный, подходит к концу. А радостно – потому что завтрашний день тоже будет счастливым.
Неважно, солнце будет или ненастье – Пете будет весело. Может быть, завтра приедет бабушка и привезёт вкусный пирог… Долго Петя смотрел с крыши на прекрасные окрестности.

Лингвистическая басня
Басня – жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворение, нравоучительного характера. (Л. Квятковский «Школьный поэтический словарь», с. 65)
Характерные особенности:
• наличие морали (поучения, вывода);
• стихотворная речь, но размер стиха – свободный;
• действующие лица – животные (или, в нашем случае, жители страны Русского языка) выражают какие-то качества людей (лиса-хитрость, медведь – сила, заяц – трусость и т. д.)
• возможно, басня высмеивает каких-то героев (имеет сатирическую направленность)
• обычно состоит из трёх частей: вступления, рассказа-сценки и вывода.

Медведь и мост
Однажды кум медведь по лесу шел,
Пора осенняя была уже в разгаре.
По тропке косолапый мирно брел,
Пылали клены все в оранжевом пожаре.
Но косолапый красоту не видел,
И понимать, конечно, не хотел
Был глуп медведь, и грамоты не знал он,
Читать-писать, ведомо, не умел.
К реке медведь пришел и вдруг он видит:
Чрез реку старый деревянный мост
А рядом - глядь, табличка тут прибита,
Рукой махнул медведь и был он прост.
«Что толку? Все равно я букв не знаю
Да и зачем их знать? Крючки, значки, ха-ха,
И что написано тут, знать я не желаю.
Какая-то, наверно, чепуха.
И грамота, и буквы - глупость это!
Уметь читать! Нашли гордиться чем!
А я, медведь, не ведал сих секретов
И счастливо живется мне совсем.
Подумал так медведь, рявкнув сначала,
На мост ступил всем весом он своим.
Но тут вдруг что-то хрусть – и затрещало
И закричал тогда наш мишка «Ай-яй-яй».
Но поздно было - мост тут взял да рухнул.
И плюхнулся медведь тогда в реку.
Барахтался, ревел он, охал, ухал
И чуть не закричал «Кукареку».
Насилу вылез из воды наш косолапый
Сырой и жалкий, вдруг услышал свист.
На берегу, на старой ели лапе
Скворец танцует, напевая твист.
« Ты что, смеешься надо мной, - взревел медведь тут.
Я, что ли, виноват, что в реку-то упал?
Все мост! Рухнул в одну минуту!»
« А объявление чего ж ты не читал?
Вот если б ты, дружок, владел азами,
И не был бы так глуп, упрям и прост
Прочел, не хлопал бы тогда глазами,
Что в состояньи аварийном мост».
Сказал скворец свои слова медведю,
И полетел он дальше, по соседям.
Затылок почесал медведь, но так он и не понял,
Что надо объявления читать,
Для этого - лишь выучить все буквы,
Чтоб в реку снова так же не упасть.

Друзья! не будем тем медведем!
В ученьи истину давайте-ка искать.
Кто спросит «Почему» тому ответим:
«Горазд кто грамоте-
тому уж не пропасть.

Ох уж эти Чк-Чн
Чк, Чн ворчали как-то утром:
«Несправедливо всё на свете почему-то,
Хотим мы с мягким знаком подружиться,
С ним вместе поселиться.
Писаться с ним в словах во всех отныне,
Поставьте мягкий знак к ним посредине!»
Ворчат Чк, Чн и очень недовольны,
Кричат: все с нами поступили своевольно!
Сказали им: зачем вам мягкий знак?
Ведь мягкий «Ч» и так!
Чк, Чн всё дуются, ворчат,
И слушать никого уж не хотят.
Сказали им: ну ладно, так и быть,
Придётся мягкий знак вам подарить.
Но что же видим мы такое, ваша воля?
Чк, Чн и с мягким знаком недовольны.
И снова всё ворчат и дуются зачем-то!
Тогда сказали им: «Ну, знаете, вообще-то,
Неблагодарность-то не красит никого.
Отнимем мягкий знак у вас обратно
И не дадим взамен вам ничего!»
С тех пор Чк, Чн поверьте, да!
Без знака мягкого так пишутся всегда.

Вот до чего неблагодарность
Доводит нас, друзья порой.
Коль вечно будем недовольны –
останемся с мешком с дырой.
Тот, кто ворчит, всем недоволен –
Тому не спрятаться от горя!

Справедливый алфавит
Вот что скажу я: в алфавите
Такие новости, поймите!
Как не стряслось бы тут беды…

Раз стала плакать буква «Ы».
Кому нужна я, буква-бестолкова!
С меня ни начинается ни слова!
Вот с буквы «Я» - и «яблоко», и «якорь»,
А с буквы «и» вообще слов много всяких!
И «иволга», и «ива», и «иголка»,
С других букв слов на свете столько!
А я – неведомая «Ы», мои услуги не нужны,
И никому я не нужна, осталась в мире я одна.
Тут справедливый алфавит
Пришёл и говорит:
«Нужна ты всем,
И плакать тебе, «Ы», ну незачем совсем!
Ведь без тебя ни «мышь», ни «крыша»,
Не стали бы словами, «Ы», ты слышишь?
Не будь тебя, - не жили бы синицы,
Жила б синица, но одна,
И «ножницы» бы стали «ножница».
Так получается, что «Ы» (уж не скажите!)
Одна из самых нужных в алфавите!

Не надо плакать о судьбе своей, пока –
Ты не задумаешься. Ведь наверняка
Не так уж у тебя всё в жизни плохо –
И пользы ты приносишь очень много.

Лингвистическое стихотворение
Стихотворение – это законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах сравнительно небольшого размера. (Л. Квятковский «Школьный поэтический словарь», с.335)
К лингвистическим стихотворениям можно отнести и сказку в стихах. В этом случае, лингвистическое стихотворение пишется по всем правилам лингвистической сказки, но в стихах. Стихотворение может быть и без сюжета – это может быть пересказ правила в стихах и любое стихотворение с использованием примеров на правило (второй тип лингвистических миниатюр).
Самое главное в стихотворении – стихотворный размер, ритм и рифма.

На опушке дом стоял
(стихотворение на правило «раздельное написание предлогов».)
На опушке дом стоял,
В доме котик проживал.
Летом лазил он по крышам,
Забирался и повыше.
Залезал он на деревья-
Видел он свою деревню.
А над домом жил скворец-
Настоящий молодец.
Рано утром он вставал,
Громко песню запевал.
А под домом целый год
Жил слепой и мудрый крот
Так он жил и поживал,
И совсем-то он не знал,
Что в том доме кот живет,
И скворец ему поет.

Мальчик-почемучка
(стихотворение на правило «Правописание вопросительных предложений)
Однажды мальчик-почемучка
На кухню к маме вдруг пришел.
Спросил: «На небе, мама, тучка.
Зачем плывет она еще?
И почему собака лает,
А соловей весной поет?
И почему так не бывает,
Чтоб лето было круглый год?
А почему же сахар сладкий,
Зачем у кошки Мурки хвост?
А в сентябре желтеют листья?
А есть ли Дедушка-Мороз?»
Пришлось отвлечься от работы,
И маме сыну объяснить,
Зачем за пятницей суббота,
Что помогает рыбе плыть.
Вопросы сын все строит ловко,
А мама – дел у ней не счесть!
Погладила его головку:
«Читай, мой друг, все в книгах есть!»

Прошли года. Тот мальчик вырос,
Тот мальчик стал уже большой.
Его сынишка-почемучка
С вопросом к папе вдруг пришел.
И папа, в прошлом почемучка,
Поведал многое сынку:
Откуда в синем небе тучка,
Затем усы нужны жуку.
И все ж, вопросов слишком много,
И папа сыну, наконец,
Сказал, погладив по головке,
«Читай, мой друг, все в книгах есть!»

Маленькая сказка
(сказка в стихах)
Девочка Маша из школы пришла,
В куклы подружка играть позвала.
Весело было подружкам играть,
С куклами вместе пошли погулять.
Вечер, уж поздно,- они всё играли,
В девять родители Машу позвали:
«Машенька, хватит сегодня гулять-
Ведь завтра в школу тебе, друг, вставать!
Батюшки, что же тут Маша открыла!

Про русский-то Маша, представьте, забыла!
Только уж поздно и ей пора спать,
Завтра ведь ей с петухами вставать!
Маша заснула. Но куклы не спят
И между собою они говорят:
Как быть? Ведь не сделала Маша уроки,
И «двойку» получит она ненароком.
И мама не пустит Марию гулять -
И с куклами-с нами с подружкой играть.
Тогда кукла Света шепнула Наташе:
«Давай-ка поможем по русскому Маше»
Достали учебник из сумки они
И правила машины выучили.
«Поможем мы Маше! Ведь Маша устала.
Слова для нее разберем по составу.
Приставку и корень мы в слове найдем,
Еще орфограммы мы все подчеркнем».
Пускай подлежащее надо найти,
В начальную форму глагол возвести.
Звонит или звонит, как верно сказать?
И как слово «лестница» верно писать?
Луна светит в небе, глубокая ночь.
А куклы все пишут - как Маша точь-в-точь!
Закончили дело - убрали тетрадь.
Учебник в портфель, и легли сами спать.
Пришла Маша в школу, раскрыла тетрадь.
Позвольте… Кто б мог это все написать?
Ведь в куклы она вчера долго играла,
Слова по составу и не разбирала.
А Ольга Ивановна Маше вконец
Сказала: «Какая же ты молодец!»
«Как чисто, красиво ведешь ты тетрадь!»-
Сказала она и поставила «пять».

Как разновидность стихотворения, можно рассматривать и акростих – стихотворение, первые буквы которого составляют ключевое слово. Смысл в акростихе часто не обязателен.
Ах, как он важен в жизни нашей!
Любите, знайте его каждый!
Фонарь лингвистики, учёных долгий труд,
А 33 девицы там живут.
Ведь буква каждая на месте –
И проживает, и сидит.
Такой уж он, наш алфавит!

Вот ещё один образец акростиха:

Готовить, горевать, гореть,
Лить, любоваться и лететь,
А также громко песни петь,
Греметь, гудеть и громыхать,
Отпрыгнуть, даже отбежать,
Любить, лелеять и ласкать!

Существует другая разновидность лингвистического стихотворения – стихотворение в рисунках. Оно может быть и без рифмы, самое главное, оно должно включать в себя рисунки и, по возможности, отображать суть рисунков.

Синквейн – японское пятистишие, без рифмы со строго определённым количеством слов в каждой строке.
1-я строчка: одно слово, предмет, тема стихотворения.
2-я строчка: два эпитета – прилагательных, характеризующих предмет.
3-я строчка: три глагола, характеризующие ваш предмет в действии.
4-я строчка: основная мысль, предложение, возможно, лингвистическое правило.
5-я строчка – ваше отношение к предмету.

Глагол
Быстрый, шустрый,
Делает, называет, совершает
Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «Что делать?»
Очень важная часть речи!

Приставка
Скромная, дружелюбная.
Подходит, не стесняется, присоединяется,
Вносит дополнительный оттенок в слово.
Пиши слитно!

Характеристика лингвистического явления
Особенности жанра:
• пишется в официально-деловом стиле;
• лингвистическое явление в ней описывается с разных сторон: раскрываются его признаки, свойства, функции.
• составляется с учётом задания (если нужно написать характеристику Существительному для приёма на работу в роли Подлежащего, опишите, почему оно годится именно для этой работы и т.д.)

Характеристика Существительного для работы в королевстве Синтаксиса в качестве Подлежащего.
Данная характеристика выдана графством Морфологии Имени Существительному как части речи.
Данная часть речи является самостоятельной, имеет своё грамматическое значение (обозначает предмет) и ряд грамматических признаков. Имеет она и лексическое значение: чтобы его узнать, необходимо обратиться к толковому словарю.
К постоянным морфологическим признакам относится одушевлённость – неодушевлённость, возможность быть собственным или нарицательным, род, склонение. Непостоянными признаками являются число и падеж.
Существительное может дружить с другими Существительными, Местоимениями, Прилагательными и Причастиями, образуя с ними словосочетания. Поскольку Существительное отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и обозначает предмет, то может быть рекомендовано к работе в роли подлежащего.
Граф королевства Морфологии

Второй вариант характеристики, который вы можете написать – более творческий, тут всё зависит от вашего воображения. Здесь вы можете охарактеризовать лингвистическое явление абсолютно с любой точки зрения.

Характеристика Имени Существительного
Имя Существительное за время работы в графстве Морфологии проявило себя как надёжный, спокойный, умный и рассудительный работник. Благодаря своей удивительной способности называть предметы окружающего мира, Существительное может быть востребованным в абсолютно любой ситуации.
Характер у Существительного неторопливый и неспешный, но в то же время, надёжный. Какое бы Существительное ни было: первого, второго или третьего склонения, мужского, женского или среднего рода – оно всё равно всегда придёт вовремя в нашу речь.
Существительное - верный друг и хороший помощник. Недаром к нему приходят в гости Прилагательные: так, например, к Существительному «Кошка» придёт в гости Прилагательное
«пушистая» и в тот же миг кошка станет пушистой. А если сойдутся вместе два Существительных «крыло» и «самолёт», то получится словосочетание «крыло самолёта».
Таким образом, Существительное способно к образованию словосочетаний. Может быть рекомендовано к работе в графстве Синтаксис в роли Подлежащего.
Граф королевства Морфологии

Лингвистическая комедия
Комедия – древнейший жанр драматургии, обладающий следующими характерными особенностями:
• действие происходит в настоящем;
• сюжет передаётся действием;
• наличие действующих лиц, их характеристика выражается их речью и авторскими репликами, вставками и комментариями, которые даются в скобках;
• действие идёт непродолжительное время;
• перед текстом комедии – афиша с перечнем действующих лиц;
• комедия делится на насколько частей (действий), к каждому действию описывается обстановка на сцене.

Ох уж эти суффиксы
Действующие лица:
- Суффиксы
- Окончания
- Тортик
- Бабушка
- Кошка
- Корень слова.
Действие первое.
Улица Морфемграда. Жаркий летний день, у фонтана сидят окончания и суффиксы и беседуют.
Суффиксы: - Да, жарко сегодня, жарко. Вот бросим свою работу и пойдём на дискотеку. Тем более, нам не нравится наше положение.
Окончания (удивлённо): - А что такое?
Суффиксы: - Несправедливо то, что и мы, и вы тоже находитесь в слове после корня!
Окончания: - И что же в этом такого? Мы – на то и окончания, чтобы слова заканчивались нами.
Суффиксы: - Да уж, вы от жизни отстали!
Окончания: - Прямо уж, отстали!
Суффиксы (уверенно): - Вот вам-то как раз надо бунтовать! Что вы как самые плохие, на самом последнем месте в слове стоите?
Окончания (задумавшись): - В самом деле. Давайте сейчас же отправимся к корню и потребуем, чтобы он нас поставил спереди.
Суффиксы: - Вот это другое дело!
(Уходят)

Действие второе
Деревенская улица, большой красивый дом с высокой крышей, обвитой диким виноградом, рядом – сад и огород.
Окончания: - Интересно, кто живёт в этом доме?
Суффиксы: - Надо заглянуть. Может быть, тут и живёт Корень.
Окончания (отворяя дверь и заглядывая в комнату) – Едва ли. А смотрите-ка, стол для кого-то накрыт. И торт стоит для кого-то.
Торт: - Для внучка бабушки-хозяйки я тут. А вы кто такие и куда держите путь?
Суффиксы: - А мы – суффиксы!
Окончания: - А мы – окончания! А путь мы держим к господину Корню. Мы решили поменяться с ним местами в словах.
Суффиксы: - Наконец-то окончания стали в курс дела въезжать! Да, теперь мы будем в словах стоять перед корнем!
Торт (испуганно): - Как же так? Это значит, если я «тортик», то теперь я буду «икторт»?
Кошка: - Ха-ха-ха! Икторт! Получается, что каждый, кто съест тебя, будет икать? Ха-ха! (задумавшись): Стоп, а я как же буду тогда называться? Какош? Что? Нет уж, спасибо!
Суффиксы и Окончания: - Зато мы будем стоять перед корнем, ура!
Входит бабушка.
Кошка: - Хозяйка, выручи, рассуди нас!
Бабушка: - А что такое?
Торт: - Вот, видите, гости незваные нагрянули. И чудят тут.
Суффиксы и Окончания (кривляясь): - Здрасьте!
Кошка: - Реформу нашего великого и могучего, как писал Тургенев, затеяли эти гости. Хотят, чтобы во всех словах сначала стояли суффиксы и окончания, а потом – корень. Я стану Какошем, а не Кошкой.
Торт (плача): - А я – Икторт!
Бабушка: - Что же это получается? А я стану… ушкабаб? Вы как хотите, Окончания и Суффиксы, но это мне не нравится. Меня называли бабушкой ласково, а при слове «ушкабаб» мне, простите, какой-то крокодил ушастый представляется. Баобаб будто. А внучек как мой будет называться? Чевкну?
Суффиксы: - Чихайте на здоровье!
Бабушка (хватаясь за голову): - А огурцы – ыогурц? Помидоры – ыпомидор? Да мне и слов-то таких не выговорить! А кабачок как я буду называть? Чокабаб, что ли? Точно скажут тогда про меня, что бабка чокнулась. Боже мой, спасите нас кто-нибудь!

Действие третье
Квартира Корней. Суффиксы с Окончаниями сидят рядом на скамеечке и ждут хозяина.
Суффиксы: - Здорово мы их всех, да?
Окончания: - Да уж! Теперь-то уж никто нам не скажет, что мы – плохие и стоим на последнем месте! А корень-то теперь после нас, вот мы и посмеёмся над ним… Хотели с просьбой к нему обратиться, а это и не понадобилось! Мы сами всё сделали.
Входят Корни.
Корни: - Здравствуйте, Окончания и Суффиксы! Ну что вы опять затеяли?
Суффиксы и Окончания: - Привет, Корень! Теперь мы стали важнее тебя, потому что стоим перед тобой!
Корни (возмущённо): - Ишь чего вы выдумали, то-то я сейчас проходил мимо дома бабушки, а оттуда какие-то странные слова доносятся: и «капечь», и «кабул», и «ушкабаб», и «чевкну». Вовремя я их успокоил, сказал, что эта, наверно, очередная ваша фантазия.
Только рано вы обрадовались. Потому что это невозможно – такой уж в русском языке порядок, что Суффиксы и Окончания должны стоять после корня.
Суффиксы и Окончания (грустно): - Ну вот, а мы-то думали!
Корень (рассудительно): - А вообще-то зря вы расстроились. Ведь самое главное – это вовсе не место в слове, а ваша роль. Благодаря вам, Суффиксы, слова могут приобретать разные значения оттенка значений, а благодаря вам, Окончания, слова могут изменяться, согласовываться с другими словами.
Суффиксы и Окончания: Тогда ладно! Тогда всё хорошо!
Занавес.

Лингвистическая песенка
 представляет собой стихотворение, которое исполняет какой-нибудь житель Королевства Русского Языка;
 песенка может исполняться под уже знакомую мелодию или же мелодию можно придумать;
 песенка может включать в себя примеры на правило, а может представлять и правило, изложенное в стихах и напетое на мелодию.
 имеет структуру песни: куплет и припев – повторяющаяся часть.

Песенка подружек «Ча» и «Ща»
(на мотив песни «Я на солнышке лежу…»)
Мы – подружки Ча и Ща,
Пишемся мы с буквой «А»,
Только с «А» и без «Я»,
Вот и песенка-то вся.

Вы качаетесь, крича,
От восторга вереща.
А подружки Ча – Ща
Пишутся лишь с буквой «А».

Чаща, щавель, каланча –
Ча и Ща пиши ты с «А».
Только с «А» и без «Я»,
Вы запомните, друзья.

В траве сидели звуки
(На мотив песни «В траве сидел кузнечик»)

В траве сидели звуки,
В траве сидели звуки.
Сидели, словно куклы,
Беседы там вели.
Мы гласные, да!
Мы гласные, да!
Так гласные говорили.
Нас можно пропеть и нас только шесть,
Такие мы, друзья!

Вслед гласным напевали,
Вслед гласным напевали
Согласных бодрых пары
Кричали им в ответ.
Согласные мы,
Согласные мы,
Пропеть нас не удастся.
Преграду во рту
Ваш встретит язык,
Такие мы, друзья.

Запомните, ребята,
Согласных всех и гласных.
Их путать вам не надо,
А выучить их всех.

Тогда вам, друзья,
Тогда вам, друзья,
Предложат дружбу звуки.
И проще для вас
Вдруг станет тогда
Великий наш язык.

Разновидностью лингвистической песенки являются кричалки, шумелки, ворчалки и пыхтелки, основателем которых был, как известно, Винни-Пух. Выбор жанра, как правило, напрямую зависел от настроения Пуха: этому герою хотелось то поворчать, то пошуметь, то ещё что-нибудь натворить.
Главное для кричалки – она должна быть весёлой, задорной, бодрой, пусть даже нелепой. Рифма в неё может быть неточной, слова могут заменять междометия и звукоподражательные слова (пам-парам, тра-траляля). В пыхтелке обязательно должны быть какие-нибудь причитания, вздыхания, но опять же в весёлой форме. Что должно быть в шумелке, ворчалке и сопелке – попробуйте догадаться сами!

Кричалка буквы «А»

Я – буква «А», парам-парам,
Иду я погулять.
Мои друзья, парам-парам,
Зовут меня играть.

Шурум-пурум-пурум,
Алфавит я начинаю,
А также в предложении
Союзом я бываю.

Начну играть, парам-парам,
На «А» слова составлю.
И айсберг, август, аромат
С игрой я быстро справлюсь.

Шурум-пурум-пурум,
Алфавит я начинаю.
Коль кто протянет «А-а-а»,
Междометием бываю.

Обманчива, парам-парам,
Порою я бываю:
Омлет, осёл, орёл не я,
А «О» их начинает.

Шурум-пурум-пурум,
Коварная такая.
А вам казалось, буква «А»
Такая уж простая!

Пыхтелка буквы «Я»
Ох, тяжело мне, букве «Я»
В конце быть алфавита.
Мне кажется, что я, друзья,
Совсем-совсем забыта.
Пых-пых, ох-ох, сижу я
Последней, тридцать третьей.
На буквы все гляжу я,
Так грустно мне на свете.

Из двух я строюсь звуков,
«И» краткое и «А».
Такие это муки…
Что хоть кричи «Иа».
Пых-пых, ох-ох, но всё же
Есть ряд прекрасных слов
Для буквы «Я» где тоже
Сюрприз всегда готов.

Лингвистическая загадка
Лингвистическая загадка – маленький текст, возможно, стихотворного характера, в иносказательной форме говорящий о каких – либо предметах и явлениях действительности.

Эта часть речи самостоятельна.
В речи она – обязательна.
На вопросы отвечает «Кто?» и «Что?»
И предмет обозначает, вот тут что!
(Имя существительное)

Лингвистический кроссворд

По вертикали:
1) Часть речи, следующая за корнем и обозначающаяся «домиком».
2) Звуки языка, состоящие только из голоса.
3) Служебная часть речи, служащая для связи слов в предложении.

По горизонтали:
2) Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».
4) Слышим мы звуки, а пишем - ….
5) Служебная часть речи, соединяющая однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
6) Один из непостоянных признаков имени существительного.

Словесный лингвистический портрет
Словесный портрет – словесное описание лингвистического явления как сказочного героя. Этот жанр близок ко второму варианту характеристики, только ещё более свободный и созданный вашим воображением.
Он включает в себя:
- описание внешности героя;
- описание внутренних черт героя;
- другие интересные сведения о герое, которые вы можете добавить благодаря своей фантазии.

Словесный портрет слова «Строить»
Этот необыкновенный глагол высокого роста, худой и стройный, с умным деловым лицом и очень умелыми руками. Одет этот глагол всегда по-разному, он не очень аккуратен и опрятен, потому что целыми днями работает на стройке.
Когда надо дело поскорее довести до конца, этот глагол надеваем специальную каску – приставку По- и тут же становится глаголом совершенного вида «построить».
Этот глагол очень любит свою профессию и любит людей: недаром он уже столько построил для них домов! Поэтому, этот глагол не только трудолюбивый и упорный, но и настойчивый и требовательный к себе и к окружающим. Но он и дружелюбный, и знаком с такими глаголами как «класть», «цементировать», «перекрывать», «мастерить» и со многими другими глаголами.
Вот такой труженик глагол «Строить»!

Рекламный ролик лингвистического явления
Что может представлять собой рекламный ролик какого-то лингвистического явления или правила?
а) Это может быть яркий, броский, красочно оформленный плакат. Он может включать в себя портрет этого сказочного героя, стихотворение, краткую, но меткую фразу о нём.
б) Это может быть стихотворение, отдельно написанное и оформленное, а затем прочитанное в классе.
в) Интересный вариант – сценка, которая тоже может быть рекламным роликом.

Рекламный ролик правила «Жи-ши пиши с буквой «И»
«Абсолютно новое, модное решение – «Жи» и «Ши» писать только с буквой «И». Удобно, чётко, надёжно!
«Жи» и «Ши» с буквой «И» -
Без забот и хлопот.
С «Жи» и «Ши» с буквой «И»
Быстро время пройдёт.
Пишите «Жи» и «Ши» с буквой «И», и вы поймёте, как изменится к лучшему ваша жизнь!!! Не верите? Тогда мы с «Жи» и «Ши» идём к вам!»

Рекламный ролик можно составить по сценарию уже имеющегося, который крутят по телевизору. Классический рекламный сюжет – встреча двух человек (как правило, женщин), одна из которых рекомендует какой-нибудь новый стиральный порошок, а другая ей ни за что не верит. Проводится эксперимент, согласно которому, новый чудо-порошок добела отчищает пятно на рубашке (на самом деле, конечно же, в кадр «подсовывается» такая же абсолютно новая рубашка, а не та, на которой только что красовалось пятно от кетчупа). После этого не верившая женщина восхищается эффектом порошка и призывает и зрителей покупать только это средство.

Вот образец подобной миниатюры-сценки:
Действующие лица: баба Нюра и баба Фёкла, место действия – лавочка в городском саду.
Баба Фёкла: - Красивый парк, чудесный вечер, уютная лавочка… А какой розовый, тихий, нежный закат.
Баба Нюра: - Тебя не узнать. И когда ты научилась так красиво говорить?
Баба Фёкла: - Это не я, это прилагательные. Они могут сделать речь ослепительно чистой и ослепительно красивой.
Баба Нюра: - Да полно врать-то!
Баба Фёкла: - Не веришь? Давай проверим. Вот смотри, я скажу слово «аллея». А теперь осторожно, аккуратно добавим к нему прилагательное «тёмная». А теперь ещё – «душистая», «прохладная». А к слову «пруд» добавим прилагательные и «романтичный», а ещё – сонный. Смотри, что получилось: «Я иду по тёмной аллее, которая душистая и прохладная. Подхожу к сонному заросшему пруду. Романтичная картина перед глазами!»
Баба Нюра: - Вот чудеса! Уж такого, что прилагательные столь меняют речь, я не ожидала!
Баба Нюра и баба Фёкла (хором): - Используйте прилагательные в речи и вы преобразитесь на все сто!

Характерная черта многих рекламных роликов – слоган (краткое, не особо умное, но легко запоминающееся выражение, часто в рифму): «Чистота – чисто Тайд», «Не тормози, сникерсни», «Шок – это по-нашему» и т.д.
Можете завершить свой лингвистический ролик подобным слоганом, но уже о вашем правиле.

Ода лингвистическому явлению
Ода – торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне (Л. Квятковский «Школьный поэтический словарь», с. 208) .
Жанровые особенности:
• Цель оды – восхвалить и прославить кого-то. Оды писались на какой-либо торжественный день или какому-то великому человеку (к примеру, императрице). В ней обязательно содержалась похвала этому человеку(событию), а ещё перечислялись все хорошие дела этого человека( в нашем случае, лингвистического явления), которые им были сделаны для страны, для людей. Высокий язык оды (патетичность, высокий пафос, торжественность). Слова – эпитеты: Восславься, да здравствует, великий, лучезарный, светлый и т.д.)
• Ода состоит из трёх частей:
-приступ (вступление к оде), где говорится причина и повод к написанию оды. Причина – это чаще всего желание автора прославить кого-то или что-то. Повод – это конкретный случай, заставивший написать автора оду (например, годовщина царствования какого-то императора).
-основная часть. В ней говорится, за что и почему прославляется этот император, это событие, в чём его достоинства и т.д.
-концовка (отступ). Здесь автор оды высказывает свои личные пожелания императору, стране и т.д.

Оды в русской литературе писали Михаил Васильевич Ломоносов, Гаврила Романович Державин и другие поэты. Ода писалась пятистопным ямбом (ямб – двухстопный размер, ударение в котором падает на второй слог).
Составляя лингвистическую оду, не обязательно чётко следовать именно этим правилам. Самое главное – ода должна прославлять какого-либо жителя страны Русского языка или лингвистическое явление.
Ода приставке
Приставка, славься ты вовеки.
Морфема важная, да-да.
Нужна сейчас для человека
И нужной будет пусть всегда.

Приставка светлая пред корнем
Стоит и слово начинает.
Пусть мало букв в ней, но тем боле
Успех Приставке обещает.

Ты слову придаёшь оттенок
Значенья. Значит, быть тебе
Простой и мудрой.
К словам крепиться чтоб везде.

К глаголам, Прилагательным
Всегда ты будь внимательна.
А к братьям – Существительным
Особенно почтительна.

В словах давай встречайся,
Вот так обозначайся!

Упрощённый вариант оды:
Славься великая, полезная и ценная приставка!
Ты стоишь перед корнем, а, значит, открываешь слова.
Пишешься слитно со словом, а ещё имеешь значение.
Приоткрыть – это значит, открыть не до конца,
Записать – это значит завершить запись до конца,
Переплыть – значит, преодолеть вплавь.
Случайностей, о светлая и прекрасная приставка, в тебе нет.
Так процветай и работай в том же духе
В Великом, живом языке!

Лингвистическое заявление
Характерные особенности:
• официально-деловой стиль
• чёткая форма построения
• указание кому, от кого и по какой причине пишется заявление
• дата и подпись
• небольшой объём

Королю Синтаксису
работника в роли Подлежащего
Существительного
заявление

Прошу отпустить меня с работы в связи с необходимостью срочно встретиться с Прилагательными с целью образования словосочетаний. Пропущенную работу обязуюсь восполнить сверхурочной службой в роли дополнения. В случае предоставления предлога возможна работа обстоятельством.

Существительное
5. 09. 09.

Лингвистическая объяснительная записка
Данный жанр аналогичен заявлению, но только объяснительная записка пишется уже после совершения какого-то проступка. Например, ученик должен написать объяснительную записку, если он прогулял урок или плохо вёл себя на занятии. За то же самое объяснительные могут писать и жители Королевства русского Языка. Кроме этого, у них могут быть и свои причины.

Корню слова
стоящей перед ним
Приставки При-

объяснительная записка

Вчера, 20 марта 2009 года я добровольно покинула службу в связи с необходимостью неожиданного визита на конференцию Приставок. Сознаю вину, что отбыла на конференцию без предупреждения начальства и в качестве компенсации предоставляю вам информацию, принятую на конференции. Я теперь имею несколько значений: приближение, присоединение и расположение вблизи чего-то и неполноту действия.

Приставка При-
21. 03. 09.

Сочетаниям «Жи» и «Ши»
сбежавшей буквы «Ы»

объяснительная записка

Я, гласная «Ы», вчера сбежала от «Жи» и «Ши», чем доставила вышеназванным лицам серьёзный эмоциональный вред. Прошу уволить меня с этой должности, так как моё место работы теперь достойно занимает гласная «И»

гласная «Ы»

15. 07. 09.

Один день из жизни лингвистического явления
Чтобы написать в этом жанре, нужно представить, что вы провели один день с этим жителем Королевства Русского Языка. Всё, что случилось с этим жителем за день, чем он занимался, в какие приключения попадал – это всё и опишите. Вам предоставляется полная свобода: можете сделать «один день из жизни…» в стихах, в рисунках или даже в комиксах (только в этом случае вам потом придётся презентовать свои рисунки или комиксы).
Мы приводим пример возможного варианта – «Режима дня лингвистического явления»

Режим дня суффиксов –Еньк-, -Оньк-, -Очк-
7:00 Подъём, зарядка, исполнение песни «Маленькие девочки»
7:30 Завтрак: торт «Вкусненькое яблочко» или пирог «Мармеладненький».
8:00 Отправление на работу на маленьком зелёненьком автобусе и беседа с кондукторшей, должны ли суффиксы платить за проезд.
Дальше события разворачиваются следующим образом:
а) кондукторша говорит «Не должны», радостные суффиксы благополучно добираются на работу.
б) кондукторша говорит «должны». Далее события разворачиваются следующим образом:
- Суффиксы платят и благополучно добираются на работу.
- суффиксы начинают отстаивать свои права, доказывая кондуктору, что без них жизнь людей невозможна, но кондукторша не понимает их и высаживается на остановке. В этом случае, суффиксы прибывают на работу только к 12 часам и пишут объяснительную.
9:00-12:00 (в случае если суффиксы проявят толерантность по отношению к кондукторше и оплатят проезд) Работа по созданию слов с уменьшительно-ласкательным значением, совместная работа с коллегами – корнем, приставкой и окончанием
12:00 Обед: суп с солёненькими грибочками и сладеньким чаем.
12:00-16:00 Продолжение работы по составлению слов.
16:00 Отправление на прогулочку с другими уменьшительно-ласкательными суффиксами. Посещение фонтанчиков, прогулка по дорожкам в городском саду, посещение Слонёнка и Верблюжонка в зоопарке.
18:00 Помощь людям, которые нуждаются в ласке и добром, уменьшительно-ласкательном отношении к ним.
20:00 Ужин в кафе «Снегурочка» и беседа о том, что было бы, если бы не было уменьшительно-ласкательных суффиксов.
21:00 Неожиданная встреча с суффиксом -Ищ-. Спор о том, что лучше, котёнок или котище, домик или домище.
Если в споре побеждает суффикс –Ищ-, -Еньк-, -Оньк- и –Очк- принимают его точку зрения и идут к –Ищ- на вечеринку, а если в споре побеждают –Еньк-, -Оньк- и –Очк-, то всё происходит в точности до наоборот. Если никто никого не переспорит, они будут спорить до тех пор, пока не появится Городничий – начальник морфем и не рассудит суффиксы.
23:00 В любом случае, к 23 часам все суффиксы вернутся домой и спокойно лягут спать до завтрашнего дня.

Один день из жизни глагола «Летать»
Будильник звенит на самом интересном месте, как раз, когда глагол «Летать» летал во сне. Но делать нечего – надо вылезать, то есть вылетать из мягкой постели и лететь на работу, в офис глаголов…
На лету умывшись и перекусивши тортом «Полёт», глагол «Летать» поймал самолёт и полетел из замка Второго спряжения на работу. Чем только не занимался этот глагол! Он составлял самые разные предложения для русского языка, всячески изменяясь и даже образуя новые однокоренные слова. Вот несколько предложений, которые составил этот глагол: «Бабочка летает над лугом»; «Летать на самолёте весело и совсем не страшно»; «Центр управления полётами сообщает: опасно летать в такую грозу!».
День быстро пролетает и наступает время обеда. После этого глагол «Летать» вместе со своими коллегами летят в столовую, где делают обед по рецепту одной знакомой летучей мыши.
Вечером глагол «Летать» проводит весело: он отправляется в гости к перелётным птицам – им в подарок несёт тот самый торт, сделанный по рецепту летучей мыши. В гостях Глагол поёт песни: «Летят перелётные птицы», «Долетай до седьмого неба», «Научусь летать с тобой на небо» и другие. Потом глагол «Летать» отправляется летать на самолёте, вертолёте, прыгать с парашютом, одним словом, скучать ему некогда. Спросите, как этому глаголу разрешили это всё? Сперва хотели не пустить его, но как глагол «Летать» рассказал, как он умеет изменяться по наклонениям, числам, временам и даже родам в прошедшем времени – его стали пропускать куда угодно! Да и потом, ведь глагол обозначает действие предмета!
Вечером глагол «Летать» сидит дома на крылечке, любуется розовым закатом и сочиняет стихи. Сладко пахнет сиренью, летают ночные мотыльки и стрекозы. Вот ещё немного посидит глагол «Летать», посочиняет – и снова отправится спать до утра. То есть, конечно же, не спать, а летать. Во сне.

Биография лингвистического явления
Слово «Биография» в переводе обозначает «жизнеописание», поэтому, биография представляет собой описание всех жизненно важных событий в жизни какого-либо героя Королевства Русского Языка. Биография не имеет строгой формы: она может быть и в прозе, и в стихах, и в рисунках. В биографию обычно включаются сведения о том, где и когда родился ваш персонаж, как провёл детство, чем увлекался в детстве, где учился, а потом и работал. Какие знаменательные события были в жизни этого героя, чем он занимается сейчас? Может дополнить свою биографию интересными подробностями. Например, как сложилась личная жизнь у этого персонажа? А какое у него было любимое блюдо или любимая книга?

Биография приставки Без-
Родилась эта приставка давно-давно, да так давно, что никто, пожалуй, этого не помнит. Детство приставка Без- провела там же. где и родилась, в чудесном Морфемграде. Детство у Без- было безмятежным. Без- ходила в детский сад и школу, где дружила с другими приставками. Одним словом, без проблем всё было до тех пор, пока Без- не выросла. И тут-то все на эту приставку навалились: её почему-то стали считать «бездарной» и «безграмотной», а кто-то её даже обозвал «безмозглой». Обиделась эта приставка и пошла, куда глаза глядят. Так и бродила она целыми днями одна-одинёшенька, без друзей и без подруг.
Но однажды (Теперь-то приставка Без- стала взрослой) она сказала себе: «Что толку бездельничать? Пойду-ка я работать!» И с тех пор эта приставка стала работать в словах русского языка и стоять перед корнем. Теперь её уже никто не обижает, хоть все знают, что многие слова с этой приставки приобретают не очень хорошее значение. Но ведь всякие слова в языке нужны, не так ли?
А ещё приставка Без- подружилась с почти тёзкой, приставкой Бес-. Теперь эти приставки и на работе сменяют друг друга: в том случае, если корень начинается со звонкой согласной, наступает смена приставки Без-, с а если с глухой – подружки Бес- . А ещё приставка Без- познакомилась с предлогом Без. Только они не очень дружат, а причина в том, что люди их без конца путают. А разница-то ведь есть: предлог Без пишется раздельно со словом, а приставка слитно! И чтобы проверить, чем является Без в конкретном случае – надо подставить между Без и глаголом слово. Если получается. значит, Без- приставка.
В свободное время Без- любит плавать на байдарке в безбрежном море, а ещё любит отдыхать на даче – просто безмерно обожает безмятежную жизнь. Много друзей у Без- теперь. Часто, бывает, встретишь какую-нибудь приставку, спросишь, куда она вечером собирается идти, а она ответит:
«Конечно же, на вечеринку к Без-. Без Без- было бы нам скучно!»

Лингвистический репортаж
Репортаж - это информация с места событий, которая ведётся для телевидения или радио, с целью, чтобы как можно больше людей узнали об этих событиях. Для репортажа характерно:
• публицистический стиль
• хроника событий по мере их происшествия (как комментирование футбольного матча)
• употребление глаголов в тексте как в настоящем, так и в прошедшем, будущем времени.

Репортаж с места ссоры гласных и согласных
-Здравствуйте, в эфире журналист Звуков, который ведёт репортаж из графства Фонетики. Сейчас только что здесь произошёл неприятный инцидент: поссорились гласные и согласные. Жертв и раненых пока нет. Но что мы видим! Гласные отчаянно спорят с согласными о том, кто из них важнее! Вот буквально на моих глазах они приняли решение не разговаривать друг с
другом и вообще навсегда остаться в ссоре: сейчас они разойдутся и всё… Они уже разошлись и пытаются что-то говорить: согласные – с согласными, гласные – только с гласными.
Но что мы видим и слышим? Речи не получается! БНП… ЛКРС…- мямлят согласные, а сказать ничего связного не могут. А что же говорят гласные? Тоже отдельные звуки: А…О… ИУЫ… Гласные и согласные в отчаянии!
Но что происходит? Гласные и согласные снова подходят друг к другу, протягивают друг другу руки и больше не спорят! Они поняли, что друг без друга не могут!!! На этом я, считаю свой репортаж законченным, журналист Звуков, Служба новостей графства Фонетики.

Кадры воображаемого мультфильма
Возможно, вы уже слышали, как создаётся мультфильм: группа художников, по сценарию делает множество иллюстраций. Если прокручивать их в быстром темпе, получается анимационный фильм. Подобный фильм, конечно же, можно составить и на лингвистическую тему, но мы этого делать не будем, а предлагаем вам нарисовать лишь несколько самых интересных кадров из вашего мультфильма.
Самостоятельно придумайте название мультфильму и сюжет. Попробуйте презентовать его для других ребят.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх