logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Сценарий урока по УМК под редакцией А. Д. Шмелёва, издательство ВЕНТАНА-ГРАФ
(5 класс, глава 7 «Что такое современный язык»)

Тема урока: «Тип речи. Описание предмета»
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о разновидностях описания и особенностях художественного описания.
Задачи урока:
- Актуализировать имеющиеся у пятиклассников знания по теме «Типы речи. Описание»;
- Сформировать у обучающихся представление о том, что описание делится на научное, художественное и деловое;
- Продолжить формировать навыки работы с текстом, умения на основе образцов текста делать выводы о жанровом своеобразии произведения;
Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные УУД: Понимание замысла автора и умение создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием определённого вида. Последовательное изложение мыслей, соблюдение абзацев, видение речевых и грамматических ошибки.
Предметные УУД: Овладение основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Употребление прилагательных, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознание важности овладения лексическим богатством и разнообразием русского литературного языка для формирования собственной речевой культуры.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточные (дидактические) материалы, компьютер, проектор, экран.

Ход урока.
1. У: - Начнём урок мы с того, что вместе с Константином Паустовским, известным писателем ХХ века, перенесёмся в Мещерский край.
«В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.
Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.
<…>Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег,- травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.
Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром - это голубой туман, днем - белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.
По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен».
У: - Как вы думаете, к какому типу речи вы бы отнесли этот текст?
уч: - Данный текст - описание.
У: - Что мы уже знаем об описании?
уч: - Мы знаем, что описание может использоваться в художественном произведении, служит для характеристики предметов и явлений.
У: - Когда и где в жизни нам может встретиться описание?
уч: - В разных книгах: рассказах, энциклопедиях, Интернет-текстах.
У: - С этим типом речи вы уже знакомы. Предположите, что ещё нового мы можем узнать про описание сегодня на уроке?
уч: - Возможно, мы узнаем какие-то секреты составления текстов-описаний, узнаем, на какие они делятся виды.
2. Прочитаем три текста (распечатаны у ребят) – из упр. № 89, с.238, часть 2.
а) В районе улицы Дачной пропала собака. Порода – английский сеттер, кличка Шимми. Возраст два года. Окрас чёрно-белый, крапчатый. Посередине лба круглое чёрное пятно. Худощавая, хромает на правую переднюю лапу. Собака в голубом ошейнике. Просьба сообщить любую информацию о Шимми по телефону 125-12-11
б) Розы — кустарники, которые бывают высотой от 0,15м до 2м и более, с прямыми или же дуговидными побегами, которые покрыты шипами. Листья сложные, непарноперистые. А цветки с двойным околоцветником и с множеством тычинок и пестиков, мелкие (от 1 до 16см в диаметре) и крупные, единичные или же собранные в естественные букеты — соцветия (из научной энциклопедии)
в) Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой (По Л. Брандту)

У: - Чем эти тексты похожи?
уч: - Все три текста – описания.
У: - Чем они различаются?
уч: - В первом тексте предложения построены строго, сухо, информация очень конкретная, служит для конкретной цели – помочь читающим найти собаку по описанию. Здесь нет эмоций.
Во втором случае текст насыщен научными данными, цифрами, может быть малопонятен или малоинтересен широкому читателю.
В третьем – есть яркие, образные прилагательные или сравнения.
У: - Попробуем дать названия этим разновидностям текста-описания.
уч: - Первый текст – сообщение-описание какого-то факта, второй – подробное описание с научными сведениями, третье – свободное описание, из рассказа или повести.
У: (обращаясь к слайду) В языке эти разновидности описания называются деловое, научное, художественное. Заполним схемы на рабочих листах.
У: - Какое из этих описаний самое красивое, самое выразительное?
уч: - Художественное.
У: - Сформулируем цель урока.
уч: - Изучить особенности художественного описания и научиться его составлять.
3. Работа в группах.
У: - Внимательно и выразительно прочитаем вслух текст упражнения № 90 на с. 239
Участники групп, вы получаете задания.
1 группа – выписать из текста слова (определения), которые помогают вам представить клоуна (создать «копилку красивых слов»)
2 группа – нарисовать портрет клоуна по описанию.
3 группа – дополнить описание своими интересными деталями.
4 группа – составить план текста и пересказать по плану.
В течение 10 минут группы работают и далее готовят небольшую презентацию. Начинает группа «художников», после их выступления учитель задаёт вопрос «Какие слова помогли вам представить клоуна именно таким?» Далее слово даётся первой группе, их «копилка красивых слов» сопоставляется с ответами художников, выступают третья и четвёртая группы.
Оформленные работы на заготовках группы прикрепляют на доску на магниты.
4. Итоги работы в группах, результат
У: - Итак, на основе проведённой работы сформулируем, каким должно быть художественное описание.
уч: - Богатым на изобразительно-выразительные средства: сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты. Образным, чтобы, прочитав его, человек представил картину. Структурированным, делимым на микротемы.
У: - Вашим домашним заданием будет самим составить художественное описание. Изучить на вашем рабочем листе алгоритм работы.
Далее учитель строит свою работу в соответствии с временем. Ребята могут начать на уроке заполнять схему (выбирать предмет описания и готовить «копилку красивых слов»). Учитель выполняет роль координатора, индивидуального консультанта.

5. Рефлексия
У: - Опишите с помощью образных прилагательных наш сегодняшний урок (каждый обучающийся – по одному слову).
6. Домашнее задание – составить художественное описание по выбору: человека, домашнего или дикого животного, растения (по упр. № 93 на с. 241), пользуясь материалами урока и алгоритмом.
Краткое обоснование домашнего задания:
Домашнее задание для данного урока – это задание из учебника. Написание сочинения-художественного описания – это и есть цель, на которую ориентировалась предыдущая работа. Домашнее задание школьники будут выполнять с опорой на материалы урока, составленные памятки будут им помощниками, алгоритм. В домашнем задании предусмотрена вариативность, ребята могут выбрать объект описания.

Литература
1. Как писать сочинение-описание / сайт «Русское слово» http://wordru.ru/kak-pisat-sochinenie-opisanie/
2. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь, 5 класс / Б. А. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Павлова М. А. Учимся писать сочинение-описание в 5 классе. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702405
4. Трунцова Т. Как научиться писать сочинение-описание. – М.: Грамотей, 2008
5. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Первое сентября, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические материалы для детей

а) В районе улицы Дачной пропала собака. Порода – английский сеттер, кличка Шимми. Возраст два года. Окрас чёрно-белый, крапчатый. Посередине лба круглое чёрное пятно. Худощавая, хромает на правую переднюю лапу. Собака в голубом ошейнике. Просьба сообщить любую информацию о Шимми по телефону 125-12-11

б) Розы — кустарники, которые бывают высотой от 0,15м до 2м и более, с прямыми или же дуговидными побегами, которые покрыты шипами. Листья сложные, непарноперистые. А цветки с двойным околоцветником и с множеством тычинок и пестиков, мелкие (от 1 до 16см в диаметре) и крупные, единичные или же собранные в естественные букеты — соцветия (из научной энциклопедии)

в) Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой (По Л. Брандту)

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх