logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Четыре года назад, жарким майским днём 2013 года, мне посчастливилось побывать на семинаре в школе с. Купанское в рамках регионального проекта «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области». Эта поездка перевернула для меня тогда, начинающего педагога, целый мир. Оказывается, прототип «Золотой курочки» до сих пор живёт в селе Усолье, оказывается, Блудово болото – совершенно реальный географический объект, и всё, о чём пишет Пришвин в своих рассказах, можно увидеть своими глазами! Теперь, благодаря Ярославскому региональному отделению Ассоциации учителей литературы и русского языка, у нас появилась возможность приехать в те края со школьниками.

Урок литературы. Изучаем с пятиклассниками «Кладовую солнца».
- А клюква – это такая оранжевая ягода? – спрашивает девочка.
- А тетерев как вообще выглядит?
- А как ползает змея, и как она шипит?
- Разве могут сосны и ёлочки напоминать старушек?
Поток вопросов, которые меня всё больше удивляли, не прекращался. Что-то нужно было делать. Школьникам нашего посёлка, находящегося в десяти километрах от города, очевидные вещи кажутся непонятными. А поэтому и литературное произведение не вызывает такого трепета, который вызывало когда-то у меня самого.
Сообщаем с коллегой (Горулева О.В.) ребятам, что в конце учебного года их ждёт сюрприз, связанный с «Кладовой солнца». Глаза загорелись. В ожидании сюрприза.
И вот – первый день каникул, тёплый, солнечный, цветёт вишня. Небольшой командой – 15 ребят и трое взрослых – едем в Усолье. По пути любуемся лугами одуванчиков и тенистыми перелесками, настраиваем себя на созерцание.
Нас встречает Ирина Геннадьевна Соколова, учитель Купанской школы, автор книги «Тропа к Пришвину». Оставляем автобус, идём на прогулку по селу и сразу же ощущаем душистые ароматы весны. Перед нашими глазами достопримечательности села, связанные с Пришвиным: река Вёкса, Козья горка, красивые берега. Как и семьдесят лет назад, в лодочках сидят рыбаки. А Ирина Геннадьевна рассказывает нам историю за историей и сопровождает экскурсию показом фотографий.
Останавливаемся у дома, где жил Пришвин. Любуемся соснами.
«А вот ведь сухие сосны, которые напоминают старушек», - замечает кто-то из ребят.
По одной из тропинок заходим в лес. С сосны на сосну перелетает дятел. Поёт зяблик. Пахнет хвоей и черёмухой. Кто-то замечает сросшиеся деревья, почти как в «Кладовой солнца». Уходить не хочется, но ведь главная интрига – встреча с прототипом «Золотой курочки» - впереди!
Софья Павловна Корягина, прототип Настеньки, выходит к нам и присаживается на скамеечку. Улыбается, рада гостям. Ребята немного стесняются, Ирина Геннадьевна заводит разговор. И вот посыпались вопросы.
«А каким был Пришвин по характеру?»
«А какие события из «Кладовой солнца» - правда, какие – вымысел?»
«А «Серый помещик» правда существовал?»
«А ружьё у вас на самом деле дома было, и Ваш брат умел стрелять?»
Софья Павловна помнит Пришвина очень добрым и искренним. Рассказывает нам, что, оказывается, прототип Митраши был старше её на 2 года, а не младше. Рассказывает, что ссора ребят и случай с братом на болоте – «это уже Пришвин приукрасил»... Но тем не менее с каждым словом слушать рассказ Софьи Павловны всё интереснее. Ребята были готовы задавать и задавать вопросы.
«Я буду находиться под впечатлением всё лето», - говорит одна девочка.
«Это гораздо круче, чем встреча с видеоблогером, - признаётся другая.
Но и на этом программа не закончена. Мы держим путь на Блудово болото. Сразу же нас окутали тучи комаров. Десятки, сотни, а может, и тысячи. «Слушайте, так это те самые комары, чьи прапрадеды кусали самого Пришвина», - делает открытие кто-то.
Мы доходим до того места, где начинается вода. Дальше идти небезопасно. Останавливаемся. Ирина Геннадьевна нам показывает кочки, где зеленеет травка – вот это и есть клюква. На островке среди воды замечаем змею.
«Червяк, смотрите!!!»
«Да нет же, змея!»
Уползает змея, не любит шума. Где посуше – цветёт черника. У тропинки стоят крепкие грибы-сморчки. Вот он, лес Настеньки и Митраши. Вот он, «край непуганых птиц». А там где-то находится Слепая елань, и там непременно растёт сладкая трава-белоус, которую так хочется пятиклассникам попробовать на вкус.
Сказка-быль «Кладовая солнца» стремительно оживает на наших глазах. Вроде уже давненько изучали, а картины из произведения всё встают и встают перед глазами. А как выскочит сейчас вдруг лось??? Или прапраправнук «Серого помещика»?
Возвращаемся к автобусу. Ребята под впечатлением, на обратном пути листаем книгу «Тропа к Пришвину». Вспоминаем наперебой рассказы Ирины Геннадьевны.
«Вот он, лучший урок литературы, - думается мне. – Урок, который дороже и ценнее всех вместе взятых уроков литературы, проведённых в кабинете, пусть даже с применением проектора, компьютера или интерактивной доски...».

zolotkuroch

zolotkuroch

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх