logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

«Дорогами писателя Солженицына»

23 августа 2017 года члены Ярославского регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка посетили неблизкие, но весьма интересные места, связанные с именем А.И. Солженицына. Экскурсия состоялась при поддержке политической партии «Единая Россия» и была приурочена к 100-летнему юбилею писателя, празднование которого, согласно указу Президента РФ, состоится в 2018 году.

«Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила», - такими словами начинает свой рассказ «Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Места, куда мы приехали, как нельзя точнее подходят к этой характеристике. Вековые мещёрские леса, в которых спрятаны синие озёра. Заросшие торфяные болота, с которых доносятся ароматы диких лесных трав. Небольшие глуховатые посёлки, задумчиво уходящие вдаль железные дороги и неяркое небо над головой.
Итак, посёлок Мезиновский Гусь-Хрустального района. Открываю карту. Вот обозначена железнодорожная станция «Торфопродукт». А в нескольких километрах – деревня Тальново, та самая, что упоминается в рассказе «Матрёнин двор». Кругом синие короткие чёрточки – болота. Чуть южнее начинается уже Рязанская область.
Мы выходим из автобуса. Около здания Мезиновской средней школы имени А.И. Солженицына нас встречает Гончарова Наталья Владимировна – директор школы, руководитель школьного музея, большой энтузиаст своего дела. Во дворе – цветники, аккуратно подстриженные газоны, кустарники. Рядом – памятник Солженицыну, и это неслучайно: по направлению Владимирского областного отдела народного образования писатель преподавал в этой школе в 1956-1957 годах. Заходим в школу, поднимаемся на второй этаж и оказываемся в школьном музее – скромном, но именно поэтому вызывающим трепет: небольшая экспозиция была собрана по крупицам, благодаря неиссякаемому энтузиазму руководства школы, учителей, учеников. Здесь нас встречают старшеклассники – юные экскурсоводы, знающие и любящие своё дело. Мы узнаём, что этот школьный музей был открыт в 2004 году, спустя 10 лет, после того как уже всемирно известный писатель вновь посетил посёлок Мезиновский. Мы увидели подлинные вещи Александра Исаевича, такие как карточки для уроков, книги, фотоаппарат, документы, копии личных фотографий. Приятно порадовало, что в музее сейчас ведётся большая исследовательская, экскурсионная, походная и проектная деятельность, а также каждый год проходят солженицынские чтения.
На сайте Мезиновской школы узнаём интересные сведения. Например, с 2009-2010 учебного года школе реализуется авторская программа «А.И. Солженицын в жизни и творчестве» (автор – учитель русского языка и литературы, руководитель музея Колесникова Екатерина Петровна). На базе школы проходили региональные фестивали искусств, районные литературно-краеведческие конференции, деятельность школьного музея освещается в региональных и всероссийских периодических изданиях, а также на телевизионных каналах. В музее проходят с писателями, поэтами, краеведами, лингвистами, фольклористами, историками, авторами учебников. Самый почетный гость – вдова писателя Н.Д. Солженицына, с которой школа не просто регулярно поддерживает связь, но и теснейшим образом сотрудничает.
Мы покидаем школьный музей и направляемся в бревенчатую избу – восстановленный напротив школы по многочисленным воспоминаниям жителей дом-музей Матрёны Захаровой. К сожалению, настоящий дом Матрёны Васильевны пять лет назад сгорел.
Мы попадаем в просторные сени, где нам открывается уникальная выставка фотографий, снятых писателем. Впечатляет фотография Матрёны. «Писателю чудом удалось поймать её улыбку: пожилая крестьянка всегда была сурова и молчалива», - сказано в буклете, посвященном 95-летию А.И. Солженицына.
Мы видим личные вещи Матрёны Васильевны: кровати, кухонную утварь, часы с гирьками, тусклое зеркало и даже прочную шаль, которую посетителям разрешается аккуратно примерить на себя. В углу – икона и горшок с фикусом. И сразу же появляется желание перечитать произведение, по-другому взглянуть на отдельные строчки. Думается, этот посыл уже о многом говорит: значит, музей работает в полном смысле этого слова, значит, сверхзадача экспозиции выполняется.
На столе обращаем внимание на рукописи Александра Исаевича, на советский учебник математики, по которому писатель учил детей, старинный портрет Л.Н. Толстого в рамке, роман «Война и мир». Из других интересных экспонатов – фотоаппарат писателя «Зоркий».

Возвращаешься домой не просто с чувством, что «поставил галочку», побывал ещё в одном литературном месте, а с понимаем, что прикоснулся к личности гениального писателя, сильного человека и яркого мыслителя. Не устану повторять, что подобное живое прикосновение к литературе играет огромную роль для учителя-практика. В первую очередь, для его саморазвития. Учитель до той поры учитель, пока продолжает развиваться, пока сам горит интересом, пока продолжает совершать открытия. Благодаря деятельности Ярославского регионального отделения АССУЛ (руководитель Соловьёва М.А.) уже в течение нескольких лет у педагогов нашего региона есть уникальный шанс открывать для себя литературу заново. И это прекрасно.

solgen

solgen

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бутусов Алексей Владимирович, учитель русского языка и литературы МОУ Красноткацкой СШ ЯМР, член совета ЯРО АССУЛ, руководитель местного отделения. Фото - И. Журина

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх