logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Обоснование выбора УМК по русскому языку и литературе

В 2015-2016 учебном году для работы на уроках русского языка я выбрал учебник под редакцией А. Д. Шмелёва.
Предлагаю Вам познакомиться с данным учебником.
Содержание курса русского языка в свете требований ФГОС призвано обеспечить формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:
- коммуникативной;
- лингвистической;
- культуроведческой.
Первая содержательная линия – коммуникативная компетенция – в учебнике представлена разделами «О языке и речи», «Текст».
Вторая содержательная линия - языковедческая компетенция – представлена разделами «Система языка» и «Правописание».
Третья содержательная линия - культуроведческой компетенции – реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи».
Благодаря данной структуре, материал в учебнике даётся очень чётко. Учебник соответствует технологии проблемного обучения. Логика построения материала подразумевает, что школьники сами выводят правила на основе анализа, сравнения и прочих мыслительных операций, что способствует более глубокому усвоению знаний.
Хочется отметить высокий научный уровень знаний, который предлагает этот учебник. Благодаря линейно-ступенчатому принципу, сложные знания даются не сразу, а по мере взросления школьника. Ежегодно ученики обращаются к одним и тем же разделам, но уже на более глубоком, серьёзном уровне.
Нельзя не остановиться на разнообразии учебных заданий, на их комплексном характере, что уже на ранних этапах позволяет вести учителю подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Упражнения позволяют вести разноуровневую работу, осуществлять индивидуальный подход. Например, обучающиеся, имеющиеся рекомендации ПМПК к обучению в СКК классах 7 вида, могут выполнять лишь какие-то части этих заданий, например, орфографическую работу, задание на развитие речи. Школьники, которые готовятся к олимпиадам, найдут в этих упражнениях задания и для их уровня подготовки.

В 2015-2016 учебном году для работы на уроках литературы я выбрал учебник под редакцией И. Н. Сухих.
Полностью согласен с мнением Светланы Белокуровой, учителя гимназии № 405 города Санкт-Петербурга http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700622

«В чём новизна этой книги? Как построен учебник? Как подан материал? Вместо нередко скучноватой традиционной “биографии писателя” — блестящее эссе, включающее в себя элементы исторического экскурса, далее главы об отдельных произведениях. Уже в их названиях мы встречаем оппозиции и антиномии, отражающие ситуацию в обществе и в литературе: Век как эпоха: календарь и история; Александровская эпоха: надежды и разочарования; Великий спор: Чаадаев и Пушкин, Элегия и баллада: романтизм и “поэзия действительности”; Две судьбы: трагедия и анекдот. Уместно и изящно включены отсылки к произведениям ХХ века. Кроме того, очевидна принципиальная для учебного пособия культура оформления ссылок на упоминаемые тексты, отсылок к текстам об эпохе, критическим статьям, точность и краткость хронологических и культурологических определений, теоретико¬-литературных дефиниций».
Кроме интересной логики построения материала – по темам, очень увлекательных статей и многоступенчатой структуры вопросов и заданий, хочу обратить особое внимание на изучение теории литературы. Литература – не только искусство, но и наука. И научная база – это и есть литературоведческие понятия, без которых порой невозможно осознать ряд структурных и содержательных аспектов художественных произведений. Как руководитель литературной студии «Проба пера» хочу отметить, что именно знание сущности художественных приёмов, жанров, методов и направлений ведёт к правильному пониманию в том числе и идейного смысла литературы.
В учебнике И. Н. Сухих материал по теории литературы даётся интересно, доступно, с примерами из знакомых детям текстов; он грамотно структурирован и очень помогает учителю.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх