logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноткацкая средняя школа» Ярославского муниципального района

Утверждена
Приказ № _______________
от «___»_____________2014 г.
Директор __________ Мухина М. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятия внеурочной деятельности «Азбука рисования»
для 4 классов

Учитель: Бутусов Алексей Владимирович,
учитель1 квалификационной категории

2014

Пояснительная записка


Данная авторская программа, включающая систему упражнений по рисунку, является дополнением к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского. Согласно этой программе, целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Традиционно определяются следующие образовательные задачи обучения рисованию:
• формирование у учащихся нравственно-эстетических жизненных принципов, направленных на выявление «прекрасного» в искусстве и жизни;
• формирование художественно-творческой активности учащихся;
• овладение учащимися образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных компетенций (знаний, умений и навыков).
Данная программа направлена на реализацию третьей задачи, которая является актуальной, так как, во-первых, рисунку в современной практике изобразительного искусства уделяется недостаточно внимания. Во-вторых, в первых классах недостаточно часов, чтобы выполнить поставленные задачи, а в-третьих, в имеющихся программах нет чёткой системы обучения рисунку.
Программа является продолжением курса «Азбуки рисования» 1-3 классов, составленного по авторской программе Н. Н. Бутусовой.
Новизна программы заключается в том, что методика обучения рисунку в данной программе строится аналогично системе обучения письму. Письмо традиционно предполагает следующие элементы: элементы букв, буквы, слоги, слова, предложения, правила языка, сочинения. По аналогии, этапы обучения рисунку следующие:
1) «Буквы» рисунка (линии);
2) «Слова» рисунка (простые рисунки из разных линий, одиночные предметы);
3) «Предложения» (группы взаимосвязанных предметов, состоящих из разных линий»;
4) Правила изображения (законы рисунка);
5) Сочинение (композиция).
Четвёртый год, он же – последний ориентирован на закрепление полученных в предыдущие годы умений и их практическое применение. Он представляет собой разнообразные упражнения, в которых последовательно отрабатываются графические, колористические и композиционные умения и навыки. В отличие от предыдущих лет обучения, четвёртый год предполагает большую самостоятельность обучающихся, развитие их творческих способностей.
Педагог играет роль координатора, направляет, комментирует работу, даёт советы. Расширяется многообразие видов работ, средств работы. Так если в 1-3 классах упражнения выполнялись красками акварель или гуашь, в этом году к художественным материалам прибавляются простой карандаш, цветные карандаши, гелевые ручки. Это связано с тем, что на четвёртом году обучения становится больше графических работ.
Кроме того, программа включает 4 проектные работы, рассчитанные на несколько занятий. В ходе работы над проектами обучающиеся поэтапно планируют свою деятельность, выполняют эскизы или предварительные зарисовки, вкладывают в содержание какой-либо замысел, реализуют его. Заключительным этапом является защита проектов, презентация результатов, их обсуждение.


Данная программа рассчитана на обучающихся 4 классов образовательной школы (10 лет).

Срок реализации программы – 1 учебный год. Согласно программе, к концу 4 класса обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
1) Научатся выполнять разнообразную штриховку, передавать фактуру предметов графическими способами, изображать графически травы, деревья, цветы, дома; овладеют навыками учебного копирования;
2) Научатся самостоятельно компоновать: размещать на листе объекты, размещение изображений на листе, построение пространства листа (передний и задний план) средством изменения масштаба фигур.
3) Видеть, различать и уметь передать (смешивать краски) разные оттенки одного цвета, в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка от 10 до 50 оттенков одного цвета (цвет различается и по нюансам цветового тона –например, красно-оранжевый или красно-фиолетовый, и по тону ( добавление белого и серого).

Способы выявления данных результатов – тестовые методики, анализ стартовых возможностей ребёнка и сравнение с итоговыми. По окончанию определённого срока (полугодия, года) предполагается такая форма подведения итогов как выставка работ обучающихся.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Комплектация групп – от 12 человек в группе.
Данная программа была апробирована в 1985-2010 годах в общеобразовательных школах города Ярославля и села Карабиха, в 2011-2013-х годах – в Красноткацкой СОШ, изостудиях и подготовительных отделениях детских художественных школах.

План занятий

1 четверть
1 Дорисуй вторую половину. Замок, сова, часовня. Видение симметрии, закрепление умений рисовать прямые, волнистые, сложные линии, развитие мелкой моторики.
2. Летний пейзаж. Учебное копирование цветными карандашами. Развитие умений различать оттенки цвета. Графическое изображение деревьев и домов.
3. Греческая ваза. Работа фломастерами или цветными карандашами на цветной бумаге. Знакомство с разными способами штриховки.
4. Сентябрьские травы. Работа красками по сырой бумаге. Живописные задачи: развитие умений видеть, различать и уметь передать (смешивать краски) разные оттенки одного цвета.
5. Весёлые зверята. Открытка на День пожилого человека. Учебное копирование. Развитие умений видеть пропорции, уметь сравнивать части рисунка по высоте и ширине. Закрепление умений рисовать сложные линии.
6. Осенний натюрморт. Подарок на День учителя. Работа цветными карандашами. Учебное копирование. Развитие умений различать оттенки цвета. Графическое изображение цветов, листьев, фруктов.
7. Проект «Картина одним цветом». Работа красками. Красный натюрморт. Развитие умений различать цвета по цветовому оттенку, насыщенности (яркости), светлоте, Формирование опыта смешивать цвета.
8. Проект «Картина одним цветом». Работа красками. Деревенский пейзаж. Развитие умений различать оттенки зелёного цвета по тону и насыщенности.
9.Проект «Картина одним цветом». Работа красками. Зимний пейзаж из моего окна. Развитие умений различать оттенки белого цвета, рисовать кистью по сырой бумаге.
2 четверть
10. Барышня и Петрушка. Учебное копирование. Работа фломастером или гелевыми ручками. Графические задачи: развитие умений рисовать разные линии, использование различных графических фактур.
11 Несуществующее животное. Работа красками с использованием двух основных цветов (+чёрный и белый). Развитие воображения, умения получать сложные цвета, декорирование персонажей орнаментами.
12 Несуществующее животное. Продолжение работы.
13. Фантастические птицы. Работа гелевыми ручками. Графические задачи. Развитие умений рисовать мелкие детали, закрепление рисования линий всех видов.
14. Проект «Из жизни снеговиков». Работа цветными карандашами на листе формата А 3. Композиционные задачи: размещение изображений на листе, построение пространства листа (передний и задний план) средством изменения масштаба фигур.
15.Проект «Из жизни снеговиков». Продолжение работы. Графические задачи: закрепление умений рисовать все виды линий, штриховка цветными карандашами, орнаменты.
16. Проект «Из жизни снеговиков». Завершение работы. Защита проектов.
3 четверть
17 Силуэт. Изображение животные в технике силуэта. Закрепление умений работать пятном.
18. Рыбка-красавица. Изучение цветового контраста. Развитие умений подбирать контрастные цвета.
19. Причудливый замок. Работа простым карандашом. Графические задачи: развитие умений рисовать разные линии, использование различных графических фактур.
20. Причудливый замок. Продолжение работы.
21. Однажды в дельфинарии… Работа красками и цветными карандашами. Развитие воображения, умения изображать человека декоративным способом.
22. Рисуем солдата и морячка. Подарок папе на День защитников Отечества. Развитие умений рисовать человека, работать поэтапно.
23. Цирк, цирк, цирк. Работа красками и цветными карандашами. Композиционные задачи: развитие умения размещать изображения на листе, тональные задачи, изображение человека и животных.
24. Подарок маме на 8 марта. Самостоятельная работа. Отработка декоративных приёмов.
25. Спи, моя радость, усни. Проектная работа на листах формата А 3. Работа гелевыми ручками. Композиционные задачи.
26. Спи, моя радость, усни. Проектная работа на листах формата А 3. Продолжение работы. Графические задачи.
27. Спи, моя радость, усни. Проектная работа на листах формата А 3. Завершение работы. Презентация работы.
4 четверть
28. Портрет мамы (сестры, брата…) Графическая работа с использованием двух цветов – чёрного и охры. Развитие графических навыков.
29. Весенние окна. Выполнение графической работы с использованием двух цветов (+чёрный). Развитие творческого воображения, закрепление умений рисовать разные виды линий кистью.
30. Весенние окна. Завершение работы.
31. Подарок на Пасху. Пасхальное яйцо. Украшение изделия разнообразными декоративными символами. Творческая работа.
32. Витраж. Итоговый творческий проект. Декоративное рисование.
33. Витраж. Продолжение работы. Работа в цвете.
Декоративное рисование.
34. Витраж. Завершение работы.
35. Итоговая выставка творческих работ обучающихся

Итого часов: 35

Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / психологический очерк. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Головач Л. На третьей обложке// Юный художник, 1994.
3. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс: Книга для учителя/ Б. Н. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В Гросул и др. – М.: Просвещение, 1991.
5. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 класс: программы для средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1992.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО «Столетие», 1994.
8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1 Великая дидактика/ пер. с латинского проф. Д. Н. Королькова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939.
9. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребёнка в семье. – М. : Педагогика, 1987.
10. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
11. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: учебник для студентов художественно-графического факультета пединститутов. – М.: Просвещение, 1984.


Приложение

Техническое оснащение занятий:
Для учителя – доска, мел, пособия-алгоритмы к каждому занятию, магнитофон и аудиозаписи, компьютер с проектором.
Для учащихся – краски акварельные 18-24 цветов, белила гуашь (отдельно), простые карандаши, ластик, точилка, баночка-непроливашка, кисточки разной толщины, листы бумаги формата А3.

Диагностическая методика
Проводится два раза в год: в начале (сентябрь) и в конце (май). Цель – сравнить начальный результат (стартовый возможности каждого ребёнка) и результат обучения. Обучающиеся получают задание самостоятельно выполнить рисунок, сочетающий в себе все элементы: круги, овалы, прямые, волнистые, сложные линии (нарисовать своё лето: дом, над домом – солнышко, около дома – деревья, речка). Этот же самый (или аналогичный) рисунок обучающиеся выполняют в конце года.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх