logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное образовательное учреждение
«Красноткацкая средняя школа» Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
Литературной студии «Проба пера»
для обучающихся 3-х классов
Возраст обучающихся, на которых рассчитана образовательная программа – 9 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2015


Пояснительная записка

«Ребёнок по природе – творец и мечтатель», - пишет Н. Н. Каландарова, автор методического пособия «Уроки речевого творчества». Именно поэтому у современного учителя, работающего по стандартам нового поколения, возникает необходимость поиска и разработки таких методических приёмов и средств обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся.
В рамках уроков русского языка и литературного чтения не всегда достаточно времени и возможностей для развития креативных качеств личности. Насыщенные учебные программы, сложность и объём учебного материала уже на ступени начальной школы оставляют литературное творчество на уроках словесности на второй план. Наконец, в классе, как правило, собраны обучающиеся разного уровня с разными индивидуальными способностями.
Данная программа предполагает реализацию в рамках литературной студии, где третьеклассники во внеурочное время под руководством учителя будут продолжать последовательно и целенаправленно работать над сочинением миниатюр разных жанров.
Цель работы студии – приобщение обучающихся к миру литературного творчества. Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1) продолжение знакомства обучающихся с теорией по конкретным жанрам фольклора и литературы;
2) развитие грамотной связной устной и письменной речи с учётом сферы коммуникативной ситуации, конкретного жанра, адресата и цели высказывания;
3) развитие творческих способностей обучающихся: оригинальности мыслей, умения найти нестандартное решение, отойти от шаблона, умения необычно выразить свои мысли и идеи, умения видеть необычное в привычном.
4) развитие умений работать над проектом, осуществлять поэтапную деятельность, планировать, анализировать, корректировать сделанное и презентовать созданный продукт.
5) развитие навыков выразительного чтения и выступления перед публикой.
6) расширение литературного кругозора обучающихся, привитие потребности к вдумчивому чтению художественной литературы.
7) воспитание гармоничной, нравственной личности.
Данная цель и задачи являются актуальными, так как развитие креативных качеств личности обусловлено стандартами нового поколения. «Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи)», - сказано в стандарте.
Наконец, одной из целей нового стандарта по литературе является «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности». Работа литературной студии была сформирована в результате выявления ряда важнейших проблем современного школьника, таких как отсутствие интереса к чтению художественной литературы, подмена истинных ценностей компьютерными и массовыми, «клиповое сознание», узость кругозора современных школьников, низкая культура речи и слабая мотивация к учебному процессу.
3 класс – это возраст, когда обучающиеся уже овладели основными навыками устной и письменной речи, имеют небольшой литературный кругозор, знакомы с первоначальными сведениями по теории литературы. В это время обучающиеся уже могут создавать самостоятельно несложные тексты с учётом требований жанра, выполнять упражнения по литературному творчеству самостоятельно, в парах, в группах, с помощью педагога и презентовать выполненную работу.
Как и в предыдущем году, занятия литературной студии «Проба пера» строятся на основе следующих дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода.
• Принцип добровольности.
• Принцип глубокого взаимодоверия между учителем и учеником.
• Принцип связи обучения литературному творчеству с жизнью и окружающей средой;
• Принцип опоры на положительное.
Прежней остаётся логика построения занятия (организационный, литературоведческий, лингвистический, творческий этапы) и логика выбора жанров, над которыми ведётся работа: (принцип от простого к сложному)
Принцип построения данной программы – линейно-ступенчатый.
Как и во 2 классе, первая четверть посвящёна малым жанрам – небольшим текстам, работа над которыми не требует специальной подготовки. Вторая четверть посвящена работе над жанром рассказа. Главная задача четверти – научить обучающихся писать рассказы-миниатюры разных типов речи: повествование, описание и рассуждение. Над первыми двумя типами речи продолжается начатая во 2 классе работа, с рассуждением третьеклассники знакомятся впервые. Третья четверть посвящена работе над разными типами сказок. Обучающиеся углубляют свои знания и практические умения по волшебной и анималистической сказке, знакомятся с бытовой сказкой. Четвёртая четверть посвящена наиболее трудному жанру – стихотворение. Главная задача четверти – формирование знаний обучающихся о рифме и стихотворном ритме.
Работа над стихотворениями будет продолжена в последующие годы обучения.

Срок реализации программы – 1 учебный год (34 учебных часа) Согласно программе, к концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
- научатся ориентироваться в малых жанрах фольклора (считалка, кричалка, лимерик…) и литературы (рассказ, стихотворение);
- научатся видеть отдельные особенности поэтики изученных жанров;
- научатся создавать собственные тексты в соответствии с указанными жанровыми особенностями.
- овладеют некоторыми умениями осуществлять проектную деятельность, презентовать свои результаты.
Способы выявления данных результатов – творческие работы обучающихся, которые ребята создают на каждом занятии; участие и победы в литературных конкурсах.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Комплектация групп – от 8 человек в группе.
Программа предполагает 3 выездных занятия: в музей-усадьбу Н.А. Некрасова «Карабиха», в библиотеку посёлка Красные Ткачи (2). Кроме того, включает такие нетрадиционные формы занятий как литературная гостиная, «Чайная церемония», мастер-класс и так далее.
Кроме того, литературная студия предполагает выход на школьные, районные и областные творческие конкурсы, такие как «Проба пера», «Вдохновение», «И вновь душа поэзией полна…» и т.д.

План занятий

1 четверть

1 Вводное занятие. Провожаем лето творчески. Понятия творчества, творческой деятельности.
2. Давайте посчитаемся? Сочинение считалок. Творческое оформление, презентация результатов.
3. По следам Винни-Пуха. Сочинение кричалок, ворчалок, пыхтелок, сопелок и т.д.
4. Выездное занятие: литературное мероприятие в библиотеке посёлка Красные Ткачи.
5. Докучная сказка: читаем, изучаем, сочиняем и презентуем.
6. Каламбуры и нелепицы: особенности поэтики, работа с образцами текстов. Сочинение небылиц.
7. Сочиняем лимерик! Творческое оформление работ, оформление «Поляны лимериков»
8. Литературная гостиная. Встреча с поэтом, знакомство с его творчеством.
9.«Осень, осень, осень – ласковая сказка». Чайная церемония с приглашением родителей. Выступления ребят с зарисовками собственного сочинения.

2 четверть
10. Рассказ-повествование на основе реального события. Работа над жанром «рассказ», анализ текстов, обсуждение, мастер-класс «Пишем рассказ».
11 Любимое время года. Знакомство с жанром «текст-рассуждение», написание рассуждений по образцу и опорным фразам. Обсуждение работ, выставка.
12 Пушистый зимний снегопад. Работа над текстом-описанием, создание «копилки красивых слов», редактирование текстов.
13. Кто грамоте горазд – тому не пропасть… Сочинение рассказа по пословице
14. Очень весёлый денёк. Составление рассказа-повествования по картинкам. Работа с сюжетными картинками художника Бидструпа.
15.Текст-поздравление. Составление поздравления с Новым годом и Рождеством. Необычные тексты-поздравления (акростих, фигурный текст…)
16. Творческий литературный вечер «В гостях у новогодней сказки»

3 четверть
17-18 «О чём грустит старый фонарь?» «Что снится дедушкиному креслу». «О чём мечтает мой ноутбук». Рассказ (сказка) от лица неодушевлённого предмета. Работа с фрагментами сказок Г.Х. Андерсена
19. Сказка «Я попал в книгу…» («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Волшебник Изумрудного города» и т.д.)
20. Сказка о животных по заданному началу. Работа с текстами анималистических сказок. Особенности поэтики.
21. Бытовая сказка. Работа с текстами, сочинение бытовой сказки по плану и опорным словам.
22. «Где водятся волшебники?» Особенности поэтики волшебной сказки. Сочинение своей волшебной сказки по плану, опорным словам, заданному началу.
23. Волшебная сказка. Редактирование текстов и презентация результатов.
24. Экскурсия в литературный музей имени Н. А. Некрасова «Карабиха». Посещение мероприятия музея.
25. Литературная гостиная. Встреча с поэтом или писателем Ярославского края.
26. Выездное мероприятие. Литературная встреча в библиотеке посёлка Красные Ткачи

4 четверть
27. Стихотворная и прозаическая речь. Сочиняем буриме по заданным рифмам.
28. Углубление понятия «рифма». Виды рифм. Сочинение стихотворений по заданным рифмам.
29. Способы рифмовки (парная, кольцевая, перекрёстная). Определение способов рифмовки в образцах текстов.
30. Знакомство с понятием «стихотворный ритм». Редактирование творческих работ.
31. Закрепление понятий «стихотворная речь», «стихотворный ритм». Написание творческих работ.
32-33 Участие в подготовке итогового творческого сборника: отбор лучших работ, редактирование, создание иллюстраций, оформление.
34 Итоговое занятие: презентация сборника, выступления обучающихся, подведение итогов года, награждение самых активных.

Библиографический список
1. Бершадская Н.Р. и Халимовой В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986.
2. Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте: психологический очерк/ книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. – М., 2008.
4. Корсунский В. В. Психология литературного творчества школьников. – Ленинград, 1983.
5. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
6. Михайлов С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2.
7. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык. Методическое пособие и рабочая тетрадь. – М.: РОСТ книга, 2013.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998.
9. Синицын В. А. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. – М.: РОСТ книга, 2010.
10. Соколова Т. Н. Школа развития речи. Курс «Речь». Методическое пособие для 3 класса. – М.: РОСТ книга, 2010.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх