logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Описание опыта совместного создания творческих сборников

Результатом работы литературной студии "Проба пера" за учебный год становится печатный творческий сборник, в который входят лучшие работы школьников за учебный год ("Облака вдохновения", 2011 год, "По ступенькам к Парнасу", 2012 год, "Литературная палитра", 2014 год и т.д.)
Уже в сентябре воспитанники студии знают, что их творческая деятельность не пройдёт бесследно, и лучшие работы будут включены в сборник, который, в свою очередь, будет торжественно презентован на уровне школы, района, области или даже России; его увидят родители, одноклассники, другие учителя. Таким образом, перспектива оказаться опубликованным с одной стороны мотивирует учащихся на успех, и в то же время настраивает их на серьёзную работу, даёт понять, что работа с художественным словом – это не развлечение, а очень ответственный творческий труд.
В течение года ребята собирают (складывают) все свои зарисовки в «блокноты идей» или в папки, туда же отправляют сделанные иллюстрации.
Ближе к концу года, в апреле, учитель выбирает 2-3-х человек из студии, которым даётся право стать составителями сборника.
Это могут быть ученики-лидеры или просто изъявившие желание. На плечах этих школьников лежит непростая работа:
1) Совместно с учителем выбрать наиболее удачные тексты собственного сочинения;
2) Выбрать работы, которые нуждаются в редактировании, предложить их авторам доработать под руководством учителя;
3) Организовать оформление и иллюстрирование сборника. Наиболее удачен вариант, когда в роли иллюстратора выступают дети. Либо это сами авторы, либо специально выбранная группа воспитанников, увлекающихся рисованием, посещающих изостудию или школу искусств.
Более простой, но менее эффектный вариант – поиск иллюстраций и элементов художественного оформления в сети Интернет.
В этом случае учитель объясняет ребятам, что каждое изображение в сети имеет авторские права, нуждается в ссылке на соответствующий Интернет-ресурс.
4) Продумать структуру сборника, разделы. Они могут быть либо тематические («О братьях наших меньших», «Наша малая Родина»), либо жанровыми («Малые жанры», «На поэтической поляне», «Тропинками прозы»…)
Учитель контролирует, чтобы внутри тематических разделов также наблюдалась логика.
Продумывается и вступительная статья, в которой объясняется концепция сборника. В одном сборнике во вступительную статью были включены фотографии ребят, сделанные составителями, и небольшая анкета.
Отдельного внимания заслуживает выбор названия сборника (учитель проводит мастер класс «Секрет удачного заголовка»)
5) Вёрстка сборника. В случае если составители – ученики младшей школы, ведущую роль играет учитель, который обучает детей набирать и форматировать тексты, располагать картинки, включать элементы дизайна. Таким образом, этот этап замечательно работает на формирование ИКТ-компетентности школьников, о чём сказано во ФГОС.
Если составители более старшего возраста, учитель выполняет роль координатора, корректора.
6) Защита сборника. Согласно технологии проектов, обязательным является этап презентации или защиты готового продукта.
Выступление, как правило, включает в себя: описание концепции сборника, структуры, возможно – интересная информация об авторах и их творчестве, чтение нескольких текстов собственного сочинения (здесь к защите подключаются сами авторы), описание перспектив работы студии. Защита сборника проводилась, начиная от школьного и муниципального этапов (районные конференции младших школьников «Умка») и заканчивая Всероссийским уровнем (Сочи-МОСТ-2015, Сочи-МОСТ-2016).
Творческие сборники хранятся в кабинете литературы в Красноткацкой школе. К сожалению, печать сборников – дело очень дорогое, поэтому далеко не у каждого есть возможность приобрести себе такой продукт. Однако всё больше родителей понимают, что детское творчество – это здорово.
Похожий опыт был реализован нами в детском оздоровительном пришкольном лагере, в профильном отряде «Проба пера». Целью отряда, помимо разнообразного здорового отдыха, стало литературное развитие ребят (1-9 классы). В отряде были как «опытные» ребята, пробующие себя в творчестве уже несколько лет, так и те, кто вообще не сочиняли ни разу. Каждый день смены был посвящён определённому литературному жанру (считалка, кричалка, закличка, рассказ с использованием определённых слов…) Воспитанников ждали мастер-классы по написанию каждого из жанров, далее – самостоятельная творческая работа над мини-проектами. В конце смены в точности так же выбирались лидеры, которые составляли сборник, аналогично – только в ускоренном режиме – проходили все этапы создания сборника, его защиты.
Кроме того, литературная студия «Проба пера» публиковалась в региональных сборниках «Вдохновение», в печатных изданиях лит.студии «Парабола».
Наконец, в наши дни уже впору говорить о возможности создания виртуальных сборников детско-юношеского творчества, которые могут быть размещены на образовательных сайтах, страницах социальных сетей. Безусловно, электронные сборники не должны вытеснять печатные, но могут иметь место в образовательном процессе.

Бутусов Алексей Владимирович, учитель русского языка, литературы, изобразительного искусства, руководитель детской литературной студии «Проба пера» МОУ Красноткацкая СШ ЯМР

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх