logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Профильный творческий лагерь «Проба пера»: из опыта работы

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования среди личностных результатов, которые должны быть сформированы у выпускника школы стоит формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия страны и мира, а также через творческую деятельность. Безусловно, приобщение школьников к прекрасному происходит и на уроках, и во внеурочной деятельности. Однако возможности и урока и кружковой работы регламентированы, предполагают реализацию конкретного содержания образования, не всегда позволяют выходить за какие-либо временные и пространственные рамки.

Где и когда можно ещё в свободное от уроков время заниматься любимым делом? Ответ очевиден: в профильных лагерях, которые проходят на базе школы как в летние, так и весенние, и осенние каникулы. Сегодня я представлю вам свой опыт работы, который, надеюсь, будет интересен не только словесникам, но и учителям любого предмета, а также педагогам-организаторам.
Профильный лагерь «Проба пера», руководителем которого я являюсь уже несколько лет, собирает творческих ребят 2-7 классов, которые пробуют свои силы в литературном творчестве. Как правило, эти ребята посещают занятия внеурочной деятельности «Проба пера», на которых последовательно учатся писать тексты разных жанров: от считалки до стихотворения, от небылицы и скороговорки до рассказа или даже повести.
В моей практике был опыт, когда профильный отряд жил внутри общешкольного оздоровительного лагеря, участвовал полностью в делах общего лагеря и плюсом к этому ребята занимались любимым делом: сочиняли тексты разных жанров и трудились над проектом.
Однако гораздо эффективнее и продуктивнее, на мой взгляд, стал вариант, когда профильный отряд полностью отделился от школьного лагеря и жил на 100 % своей программой. Этот вариант оказался гораздо сложнее, так как составление программы на смену полностью легло на плечи педагога-практика. Концепция лагерной смены при этом «вынашивалась» в голове примерно за 1-2 месяца.
Рассмотрим основные особенности профильного лагеря, которые легли в основу «Пробы пера».
1) Направленность мероприятий на расширение и обогащение культурного кругозора школьников. В первую очередь, поскольку лагерь литературный, объектами посещения стали для нас библиотеки города и Ярославского района, литературные музеи, например, музей-усадьба Н. А. Некрасова «Карабиха». С большим интересом воспитанники лагеря посетили спектакли Ярославского ТЮЗа и театрального института с увлекательной вечерней экскурсией по таинственному закулисью.
2) Новые встречи и новые люди. Какими бы интересными ни были школьные учителя, надо помнить, что с ними ребята работали целый учебный год. Поэтому одной из эффективных форм работы лагеря стали встречи с интересными людьми «извне»: поэтами, писателями, артистами, художниками и т.д. Каждая из таких встреч предполагала обязательную подготовку заранее: детям сообщалось, кто именно и с какой целью их посетит, составляли вопросы для гостя, продумывался формат встречи – литературная гостиная, чайная церемония, интервью и т.д. Особенно удачны были такие встречи на базе библиотек и музеев, они позволяли сменить обстановку.
3) Новое образовательное пространство. Даже если формы работы профильного лагеря «Проба пера» перекликались с формами внеурочных занятий, то смена пространства иногда решала всё. Например, мастер-класс, посвящённый написанию детективного рассказа, в весеннем лагере проходил у нас не в школе за партами, а в семейном пространстве г. Ярославль «Подвальчик 76». Мастер-классу предшествовал квест «Пропавшая картина», а потом ребят ожидало настоящее шпионское чаепитие.
4) Работа над проектами. Каждый профильный лагерь «Проба пера» - даже пятидневный – предполагал работу над небольшим творческим проектом, который выставлялся на защиту. Осенью 2017 года это был индивидуальный «Дневник путешественника», который представлял собой обычную папку-скоросшиватель с пустыми белыми листами. В конце каждого дня воспитанники подводили для себя итоги и в творческой форме рассказывали о прошедшем дне. Кто-то писал рассказ, кто-то стихотворение, кто-то – лимерик или синквейн; самые маленькие ребята, которые пришли в этот лагерь впервые, делали рисунки. В последний день смены каждый выходил и – по плану, написанному на доске, защищал свой «Дневник путешественника».
На весенних каникулах у ребят снова были папки, но уже с материалами на печатной основе. Такие папки предполагали работу на мастер-классах уже на конкретных заготовках. Они были сброшюрованы и выглядели следующим образом.
Самыми насыщенными и богатыми на проекты стали летние каникулы. Целых два проекта было реализовано за эти четыре недели. Первый – индивидуальный – назывался «Гирлянда лета». Суть его заключалась в том, что в конце каждого дня каждый воспитанник получал заготовку в форме сердца, на которой творчески отражал впечатления от прошедшего дня. Затем, в последний день, все гирлянды скреплялись при помощи степлера и развешивались по классу. Потом ребята забирали их домой, вешали, например, над кроватью, и очень-очень долго вспоминали каждый счастливый денёк ушедшего лета.
Другой проект – более серьёзный – был осуществлён нашей студией совместно с Ярославской «Школой вдохновения» и назывался «Детский путеводитель по Ярославскому краю». По гранту «Православная инициатива» для школьников были организованы экскурсии и пленэры в города и сёла области: в Гаврилов Ям, Великое, Борисоглеб, Курба, Мышкин. В каждом месте ребята посещали экскурсии, совершали прогулки по городу или селу, а дальше начиналось самое интересное. Школьники садились на стульчики, доставали краски, карандаши, фломастеры и начинали рисовать с натуры или сочинять – писать стихи, рассказы, заметки о своих впечатлениях. Педагог был координатором деятельности, но в случае необходимости обязательно оказывал помощь. Активно подключались и родители.
В итоге нами был создан вот такой творческий путеводитель, куда вошли самые удачные работы. Книжка была презентована перед родителями и коллегами, и каждый участник профильного лагеря получил себе по экземпляру.
Осенью 2018 года была предпринята попытка запустить новый проект – периодический литературный журнал, куда будут входить лучшие работы собственного сочинения, а также материалы о жизни студии. Однако эта работа оказалась гораздо сложнее, чем планировалось, и вышла за пределы каникул. В настоящее время готовится к выпуску первый выпуск журнала «Путь к фантазии», своеобразным мурзилкой которого стал Рак Антоша – милый джентльмен, очень любящий чтение.
5) Общее развитие – во главу угла!
Среди мероприятий нашего профильного лагеря были не только литературные, и это тоже своего рода ход. Мы часто сталкивались с проблемой: ребёнок хочет написать рассказ, но его фантазии не хватает, точнее – не хватает жизненного опыта. Поэтому, если ребята из литературного лагеря посещают планетарий, дельфинарий, пряничную лавку, это тоже очень хорошо и перспективно. Мы посетили мероприятия, направленные на постижение смежных вид искусства – например, мастер-класс в мультстудии, экскурсию «Как делают куклы», театральные мастерские и занятия.
Однако чисто развлекательных поездок – например, в боулинг, в парк отдыха и развлечений – в нашем лагере не было.
В качестве заключительной поездки у нас состоялась теплоходная прогулка в Тутаевский район по Волге, в ходе которой ребята читали, сочиняли, просто свободно общались, играли в настольные игры и наслаждались жизнью.
6) Здоровьесбережение – на первом месте! Несмотря на то, что лагерь художественно-эстетической направленности, мы не забываем, что проходит он летом, а цель любых летних каникул – это оздоровление. В первую очередь, на оздоровление «работают» занятия, мастер-классы, игры на свежем воздухе. В нашей практике был случай, когда мы просто выходили с блокнотами и ручками на полянку возле школы и занимались творчеством. В День памяти и скорби нами был совершён Поход Памяти, мы прошли до памятника погибшим солдатам, где прочитали стихотворения о войне и победе, а затем совершили пешую прогулку протяжённостью около 3 км, с привалами. Нам был показан мастер-класс по ориентированию, а на другой день был совершён выход в лес с профессиональным тренером по ориентированию на местности.
В нашем лагере были особенные литературные зарядки и разминки-скороговорки (можно провести!)
7) Маленькие приятные моменты. Казалось бы, такие детали как поздравительные грамоты каждому ребёнку – мелочи. Но у нас грамоты получают все без исключения, причём, каждому грамота подписывается индивидуальная, пожелания – не шаблонные, а искренние, от души.
Завершение смены – это всегда концерт-экспромт, участниками которого становятся дети, и сладкий приз – фирменные шоколадки или авторские торты.
Театр начинается с вешалки, а профильный лагерь – с таких мелочей, с продумывания каждого мгновения.

Работа в профильном лагере – это большой труд, который оправдывает себя и дарит заряд позитива и радости на всё лето как детям, родителям, так и самому учителю. И самое главное – это творческие результаты, которые очевидны после каждой профильной смены.

 

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх