logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 1. Прочитайте документ и вставьте пропущенные слова: алтарь, дверь, жертвенник, колонна, крест, купол, окно, ризница [13, часть 1, с. 17].

ДОКУМЕНТ
Сириец Павел Алеппский об Успенском соборе Кремля (17 век)
Церковь имеет пять высоких ________________________, густо позолоченных. На каждом __________________________ - ____________________ с тремя поперечинами.
Церковь имеет три большие __________________. Одна _________________ - с запада. Другие две ______________________ - с юга и с севера.
Большие ________________ этой церкви весьма многочисленны; они идут в два ряда, одни над другими, и все изнутри широки, с большими откосами. По этой причине церковь весьма светла.
Внутри эта церковь поддерживается четырьмя выведенными кладкой _____________________, весьма толстыми и высокими.
Главный _____________________ очень велик, высок, открыт и светел. Престол в нём велик, над ним большой серебряный купол, утверждённый на четырёх высоких колоннах из жёлтой меди. Что касается двух _______________________, кои находятся с правой стороны главного ____________________, то один из них есть __________________
церковная. В ней хранится драгоценная утварь церкви вместе с полными царскими облачениями патриархов, числом более ста…
Что касается других двух алтарей, с левой стороны главного алтаря, то один, как мы сказали, есть алтарь, где находится __________________________________.

 

2. Рассмотрите внимательно следующие храмы Ярославля (воспользуйтесь любыми иллюстрированными путеводителями по городу):
 Храм Богоявления Господня (площадь Богоявления);
 Храм Дмитрия Солунского (улица Большая Октябрьская, 41);
 Храм Иоанна Предтечи (2-я Закоторосльная набережная);
 Храм Николы Рубленого (Которосльная набережная);
 Храм Ильи Пророка (Советская площадь).
Определите тип храма по количеству глав, тип колокольни и барабанов. Найдите у этих храмов все известные вам архитектурные элементы.
Найдите и запишите дополнительный материал про 2-3 храма Ярославля (когда и кем построен, чем интересен и т. д.)

4. Придумайте и нарисуйте на отдельном листе свой тип колокольни, свою форму куполов и свои архитектурные детали храма. Дайте им название. Оцените их по формуле архитектуры (насколько они полезны? прочны? красивы?)

5. Отгадайте старинные загадки, связанные с деревом и строительным ремеслом [14, часть 1, с. 27] :
а) «И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло»;
б) «Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется»;
в) «Шёл я лесом, нашёл я древо: из этого древа выходит четыре дела: перво дело – слепому посвечение, второ дело – нагому потешение, третье дело – скрипучему поможение, четвёрто дело – хворому полегчение»;
г) «И ест, и жуёт, сама не глотает, других наделяет» .

6. Прочитайте сказку «Мечты Бобика» и украсьте конуру так, чтобы его мечты сбылись:
Построил Бобик однажды себе замечательную конуру. Целый месяц работал. Тёплый и уютный получился домик, а ещё – просторный. Хоть гостей принимай. Одна мечта щенка сбылась!
Сел Бобик и стал думать, чего он ещё хочет и о чём ещё мечтает.
- Во-первых, мне хочется, чтобы солнце надо мной всегда светило. И над моим хозяином, и вообще над всеми людьми. Чтобы всегда удача была, всегда во всё везло. А ещё я мечтаю заняться огородничеством – завести свой огород. Посадить огурцы, помидоры, картошку… Вот только бы вовремя дожди шли и поливали грядки! А то так далеко за водой на колодец ходить. И ещё у меня большое желание – чтобы всегда был хороший урожай.
Люблю дожди! Вот только летом дожди с грозами бывают, а я грозы боюсь. По наследству от бабушки мне эта боязнь досталась: моя бабушка всегда во время грозы под кровать пряталась. Вот бы сделать что-нибудь, чтобы никогда молния в конуру не ударила!
Я, конечно, не трус, но я боюсь. И не только грозы, а ещё и привидений всяких. Не верю в них, а всё равно боюсь. А ещё мечтаю, чтобы…
- А знаешь ли, Бобик, что все твои мечты легко осуществить? – прострекотала сорока, которая всё слышала.
- Как? – удивился щенок.
- Очень просто. Уж поверь мне, сороке. Я всюду летаю, всё знаю. Нужно просто украсить твою конуру разными знаками – они и урожай тебе принесут, и от грома спасут, и от злых духов спасут. Тогда-то тебе нечего будет бояться.
Рассказала сорока всё Бобику, и они вместе принялись за работу.

konura

7. Придумайте и нарисуйте на отдельном листе свой архитектурный знак. От кого или от чего он будет защищать дом? На какой части дома он будет находиться?

8. Познакомьтесь с дополнительным материалом о классицизме и барокко. Напишите, чем отличается классицизм от барокко.
а) Что такое барокко?
В середине 17 века в России получил широкое распространение художественный стиль барокко. Он пришёл к нам из Западной Европы. В буквальном переводе с итальянского слово «барокко» означает «вычурный», «причудливый».
Архитектуре барокко присущи необыкновенная пышность и нарядность. Стены барочных дворцов густо покрывает причудливая лепнина. Один из историков архитектуры остроумно заметил, что барочные здания кажутся «скорее вылепленными, чем построенными». Даже архитектурный ордер служит здесь большей частью украшением.
Архитектура барокко полна движения. Зимний дворец, к примеру, имеет 29 углов-уступов! Всё это создаёт причудливую игру светотени, а при движении вдоль фасада – постоянную смену вида.
Барокко не только не любит ровных поверхностей, но и прямых линий. Идеал барокко – капризно изогнутая кривая. Вот почему архитекторы того времени часто использовали мотив волюты – формы в виде завитка.
Архитектура барокко очень красочна. Стены зданий окрашивали в синий, голубой, жёлтый цвета, архитектурные детали – колонны, пилястры, наличники окон – в белый. Скульптурные украшения нередко золотили.
Особой пышностью отличаются интерьеры барочных дворцов. Стены залов обтягивали широкой орнаментальной тканью, потолки покрывали плафонной живописью и лепниной, полы отделывали паркетом со сложным рисунком, двери и окна украшали золочёной резьбой.
Художественный стиль барокко отражал вкусы монарха и его вельмож, которые окружали себя ослепительной роскошью и красотой. Ярче всего стиль барокко проявил себя в архитектуре [13, часть 2, с.41].

б) Что такое классицизм?
«Благородная простота и спокойное величие!» - так определил суть художественного направления классицизм один из крупнейших его теоретиков немец Иоганн Винкельман. Действительно, архитектура классицизма любит простоту и спокойствие. Формы её зданий тяготеют к простым геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду. Спереди к центральной части примыкает колонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. По сторонам пристраиваются боковые корпуса – флигеля. Во всём господствует симметрия.
Стены классицистических построек лишены пышного декора. Ценится ровная, спокойная гладь, оживлённая немногими, строго отобранными архитектурными деталями. Преобладают прямые, горизонтальные и вертикальные линии.
Классицизм заимствовал архитектурные формы из искусства античности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер.
Отцом классицизма считается итальянский зодчий 16 века Андрея Палладио. Его знаменитая постройка вилла Ротонда послужила образцом для многочисленных подражаний, а теоретический труд «Четыре книги по архитектуре» стал настольной книгой зодчих.
Архитектура классицизма многим отличается от барокко. Ей присущи ясность и простота форм, скромность декора, использование архитектурного ордера [13, часть 2, с. 51].

9. Найдите фотографии известнейших зданий и определите, какие из них относятся к классицизму, а какие – к барокко.
а) В. В. Растрелли. Екатерининский дворец [2, с.233];
б) И. Е. Старов. Таврический дворец [2, с. 260]
в) Тома де Томон. Здание Биржи. Санкт-Петербург [2, с.324];
г) В. В. Растрелли. Собор Смольного монастыря. Санкт-Петербург [2, с. 239];

10. Сделайте сообщение на одну из тем и выступите с ним в классе на занятии истории искусств:
- архитектура Санкт-Петербурга (1-2 выбранных памятника);
- архитектура Ярославля (1-2 памятника);
- Московский Кремль и его история;
- история градостроительства.

11. Вы знаете, что архитекторы составляют проекты не только домов и храмов, но и целых улиц, парков, набережных, фонтанов, мостов, скверов и т.д. Представьте себя в роли архитектора и нарисуйте свой проект либо дома, либо моста, либо фонтана. А может, вы нарисуете целую улицу или район города? Оформите свою работу на отдельном листке.

12. Дополните «архитектурные пропорции» и составьте свои:
а) храм/молитва = дом/ _____________________________________________________________;
б) храм/ купол = _______________________________________________________________/ дом;
в) Храм Ильи Пророка в Ярославле/ камень = Храм Иоанна Богослова на Ишне/ ______________;
г) Богоявленская церковь в Ярославле/5 = Храм Иоанна Предтечи в Ярославле/ ____________;
д) Троице-Сергиева Лавра/ монастырь = Храм Владимирской Божьей Матери, Храм Иоанна Златоуста, святые ворота и колокольня «Ярославская свеча» в Коровниках / _______________;
е) Храм Христа Спасителя/ Москва = ______________________________________/ Ярославль;
ж) Крестобогородская церковь в Ярославле/ шатровая = _________________________ __________________________________________________________________/шатрово-ярусная;
з) Санкт-Петербург/ Петропавловский собор = Ярославская область/ _____________________
_________________________________________________________________________________;
и) Зимний дворец в Петербурге/ В. В. Растрелли = _____________________________________
_____________________________________________________________________/ В. И. Баженов.

13. Познакомьтесь с материалом и определите, на какой иллюстрации изображён дорический, на какой – ионический, а на какой – коринфский ордер.
Русское зодчество Нового времени широко стало использовать архитектурный ордер. Слово «ордер» в переводе с латинского означает «строй», «порядок». Действительно, всякое архитектурное сооружение имеет чёткий конструктивный порядок: состоит из частей несущих (стен, колонн) и несомых (сводчатых или плоских перекрытий). Художественным выражением этого порядка является архитектурный ордер.
Архитектурный ордер сложился в Древней Греции. Опорой в древнегреческой архитектуре была колонна. В отличие от простого столба она состоит из трёх частей – базы, ствола и капители. База представляет собой круглое основание, на которое опирается ствол колонны. Венчает колонну фигурная капитель – от латинского capitellum, что означает «головка». Таким образом, античная колонна как бы состоит из головы, туловища и ступней. Нередко в архитектуре вместо колонны используется пилястра – плоский выступ в стене, также имеющий базу и капитель.
Известно три основных типа архитектурного ордера: дорический, ионический и коринфский. У дорического – колонна мощная, тяжёлая. Она не имеет базы, да и капитель её предельно проста: квадратная плита и подпирающая её круглая каменная подушка. Именно дорические колонны украшают знаменитый афинский храм Парфенон.
Ионическая колонна, в отличие от дорической, стройна, легка. Ствол её тоньше, а капитель имеет четыре красивых завитка – волюты. Самая же нарядная из греческих колонн – коринфская. Её отличает причудливая капитель, покрытая растительным орнаментом.
При строительстве храмов греки на колонны и стены укладывали каменные балки. Из них вырос антаблемент – вторая важнейшая часть ордера. Он, как и колонна, состоит из трёх частей – архитрава, фриза и карниза. Архитрав представляет собой балку, которая покоится непосредственно на капителях колонн. Над архитравом расположен фриз. Часто для украшения здания фриз покрывали скульптурными рельефами. Наконец, венчает антаблемент выступающий вперёд карниз.
Архитектурный ордер, изобретённый античными строителями, служил украшением здания, придавал его конструкции привлекательный вид. Использование ордера стало главной особенностью русского зодчества Нового времени [13, часть 2, с.25].
kolonna

__________________________________________________________________
1 – антаблемент;
2 – колонна;
3 – стереобат;
4 – карниз;
5 – фриз;
6 – архитрав;
7 – капитель;
8 – ствол;
9 – база. [13, часть 2, с.25].

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх