logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

 

Дополнительные задания на тему "Жанры живописи"

1. Разгадайте кроссворд.

krossiПо вертикали:
1) Художник 19 века, которого считают основателем бытового жанра.
4) Одна из известнейших картин Виктора Васнецова.
6) Античный герой, «испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» на картине Александра Иванова.
7) Известный коллекционер конца 19 века, помогающий материально русским художникам, его именем назван один из крупнейших музеев России.
10) Родственница Ильи Репина, изображённая на картине «Осенний букет».
11) Одна из известнейших икон Андрея Рублёва.
12) Художник-баталист, автор картин «Апофеоз войны», «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».
13) Жанр живописи, название которого переводится как «неживая природа».

По горизонтали:
2) Город, разрушенный извержением вулкана, который изобразил Карл Брюллов на своей картине.
3) Тип пейзажа, который основал Иван Айвазовский.
5) Имя святого Сергия Радонежского в детстве (смотрите картину Михаила Нестерова!)
8) Художник, которого называли «Богатырь русского леса».
9) Художник-пейзажист конца 18 – начала 19 века, сделавший много пейзажей в Италии, автор таких картин как «Вид Рима. Колизей», «Вид в Тиволе близ Рима».
14) Один из учеников Алексея Венецианова, художник-пейзажист, детское прозвище которого в будущем стало его фамилией.
15) Художник, который нарисовал «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» и много других пейзажей родного края.
16) Жанр живописи, к которому относится картина Валентина Серова «Девушка, освещённая солнцем».

 

 

 

 

2. Ответьте на вопрос, зашифрованный в грамоте.

tarabar

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дорисуйте картину так, чтобы на ней получился:
а) натюрморт;
б) пейзаж;
в) портрет;
г) анималистический жанр.

yabloki

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Прочитайте стихотворения и определите:
- о какой картине идёт речь;
- кто автор картины;
- к какому жанру относится картина?
а) Гремит. Как будто черти
За лесом бьют в тазы…
Бегут по полю дети,
Спасаясь от грозы.

Сестра постарше молит:
- Прости нас, грешных, Бог!
Пусть в нас не бросит молний
Седой Илья Пророк.

А младшая сестрёнка
Примолкла, егоза.
Дрожат её ручонки:
Догонит их гроза!

Ах, вовремя успеть бы
Добраться до избы.
Ушли далёко дети
Из дома по грибы.

Быть может, погрохочет
И стороной пройдёт.
Но уж от мамы точно
Им дома попадёт [10, с.25].

б) О сером волке ходят толки,
Что злобны и коварны волки,
Что без особенных затей
Едят старушек и детей.

Да, он напасть на лошадь может,
Трёх поросят в минуту сгложет,
Козлят штук семь умнёт за раз,
Но Серый Волк не тронет вас.

Уж если вас полюбит Серый,
Он служит правдой вам и верой,
И выведет вас из беды,
И принесёт живой воды.

Бывает, Серый Волк линяет,
Но дружбе он не изменяет.
А остальное – сказки, враки,
И их придумали собаки [10, с. 55].

в) Вокруг ни гор, ни леса, ни ручья,
Раскинулось шатром бескрайним небо.
И кажется, что эта рожь ничья,
И всем голодным в мире хватит хлеба.

Ни на земле, ни в небе нет межи.
Гуляет по просторам взгляд беспечно.
И мы глядим на это поле ржи:
И даль светла, и радость бесконечна.

Созрела рожь, но нет ещё жнеца.
И кажется, что жизни нет конца [10, с. 75].

в) Весною случилась большая беда:
Пошла по деревне большая вода

Деревья в холодной воде по колено,
Потоком снесло и забор, и сарай.
Поплыли стога прошлогоднего снега,
А в погреб за свёклой хоть с лодки ныряй.

Конечно, вернётся река в своё русло,
Забудутся беды. Промчатся года.
И станет светло и немножечко грустно,
И вспомнится эта большая вода… [10, с.67]

г) Воробей сидит на ветке
И с вороной спор ведёт:
- Очень странно, люди – в клетке.
Всё теперь наоборот.

Чижик или канарейка
Распевают день-деньской
Но держать там человека
Нету пользы никакой.

А ворона на платформе
Воробью сказала так:
- Значит, их неплохо кормят…
Что тут странного, чудак?
Кто же их поймал в ловушку? –
Удивился воробей.
И, подумавши, горбушку
Утащил у голубей [10, с. 79].

г) Батька велел, уходя на покос,
Чтоб я поесть ему в поле принёс.
А ты опрокинул с обедом горшок.
Что ж ты наделал, глупый Дружок?! [10. с.11 ]

5. К какому жанру будет относиться картина, если на ней изображены:
а) полянка колокольчиков в лесу, а за ней – сосны, ели и лесной ручей;
б) эти же колокольчики, но уже в вазе на окне, а рядом – груша и тарелка земляники;
в) брат и сестра с букетом колокольчиков в руках;
г) брат и сестра, собирающие колокольчики у дома в деревне, рядом бабушка стирает бельё, а дедушка на скамейке читает газету;
д) Граф Орлов, собирающий колокольчики для императрицы Екатерины Великой;
е) Корова Бурёнка, с аппетитом поедающая колокольчики на лугу.

6. Ребята, знаете, что такое пропорции? Вот пример пропорций:
рысь/кошка = волк/ собака;
птица/гнездо = собака/ конура;
ель/ шишки = яблоня/ яблоки.
Попробуйте разгадать следующие пропорции:
а) Исаак Левитан/ «Над вечным покоем» = _______________________/ «На острове Валааме»;
б) Иван Айвазовский/ море = Иван Шишкин/ ______________________________________;
в) Василий Верещагин/ батальный жанр = Алексей Саврасов/ ________________________;
г) Исаак Левитан/ Волга = _______________________________________________/ Днепр;
д) Илья Репин «Запорожцы»/11 = Александр Иванов «Явление Христа народу»/ ____________;
е) Алексей Саврасов «Грачи прилетели»/ Третьяковская галерея = Алексей Венецианов «Спящий пастушок»/ ________________________________________________________;
ж) Иван-царевич/ серый волк = богатыри/ ________________________________________;
е) Орест Кипренский/ А. С. Пушкин = ____________________________________/ А. Блок;
ж) Крестный ход/ Курская губерния = Меншиков/ _________________________________;
з) Жители Помпеи/ извержение вулкана = Княжна Тараканова/ _____________________;

7. Попробуйте самостоятельно составить такие пропорции, пользуясь книгами «Мастера русской живописи», «Шедевры русского искусства», «История русского искусства», энциклопедия «Искусство».

8. Найдите в тексте «спрятавшиеся» картины Карла Брюллова, Ильи Репина, Бориса Кустодиева. Определите жанр живописи каждой картины.
У императора был сад, который казался просто великолепным. Огромные лилии, нарциссы, тюльпаны и георгины цвели круглый год. Самое главное достояние этого сада – чудесные розы всех цветов радуги, выведенные опытным садовником. Чтобы попасть в сад, нужно было внести необычную плату – принести с собой живой цветок. Просто так в сад не попадёшь. Да, ни муравей не мог проникнуть в сад, ни цапля случайно зайти – он обнесён крепостной стеной, на которой, кстати, тоже растут цветы.
И всё же со всего света люди идут розы посмотреть. А ещё – чудесный навес, на котором жили редкие птицы. В саду был холм, с которого открывались лесные дали. По вечерам на этот холм забирался старый житель сада – ёжик. Был обеспокоен еж: дали манили его в путь.
«Вот научусь лететь – и побываю везде»! – мечтал ёж, хотя понимал, что этой мечте никогда не сбыться.

9. К какому жанру можно отнести картину, если на ней изображено следующее:
а) Довольный Карлсон, который живёт на крыше, сидит с большой-большой банкой варенья;
б) Фрекен Бок с выбивалкой для ковров бежит за Карлсоном;
в) Вид города Стокгольма, где среди множества крыш есть маленький домик Карлсона;
г) Винни-Пух, который застрял в норе у Кролика, и Пятачок, Кристофер Робин и все остальные жители леса пытаются его вытянуть;
д) Битва жителей стран Лилипутии и Блефуску;
е) Волк из «Ну, погоди», вытаскивающий иголки ёжиков, на которых только что свалился с дерева;
ж) Накрытый стол кота Леопольда, на котором – пирог, цветы, ягоды и много всего-всего вкусного;

10. Понаблюдайте за своим домашним питомцем (кошкой, курицей, козой, хомячком и т. д.) и напишите, в какие жанры живописи он мог бы попасть. Опишите (или нарисуйте) на отдельном листке картины с участием вашего домашнего животного.
Примеры:
а) Кошка (анималистический жанр). Кошка лежит на коврике, зажмурив глаза и вытянув лапы. Может, она дремлет, и ей снятся кошачьи сны?
б) Корова (бытовой жанр). Поле за деревней. На поле работают жители: окучивают картошку и пропалывают грядки. Ребята им помогают – носят воду из колодца для полива. Чуть в стороне, на лугу пасётся корова. Она с любопытством наблюдает, чем это таким интересным заняты люди.
«Везёт же, - думает, наверно, она. – Люди картошку окучивают, им весело. А я должна стоять тут и отмахиваться от мух».

11. Прочитайте внимательно рассказ. Какие картины перепутал Вовик? Почему, как вы считаете, это произошло?
Как сумасшедший, Вовик вбежал домой, бросил портфель в угол, и, снимая куртку, громко прокричал:
- Бабушка, бабушка! Мы сегодня всем классом в «Третьяковку» ходили! Знаешь, как там здорово было! Столько залов! Можно там даже в прятки играть – спрятаться в какой-нибудь зал – не сразу найдёшь! А ещё там можно в догонялки играть.
Бабушка только головой покачала.
- Да ты успокойся, внучек, - сказала она, - рассказывай спокойно.
- Как можно говорить спокойно? В Третьяковке так классно! А пол гладкий – хоть на роликах катайся.
Бабушка заулыбалась.
- А ещё мне понравился запах в музее. Прямо стариной пахнет. А ещё то, что мы там были всем классом; мы с мальчишками в «Слова на последнюю букву» играли.
- А ещё что тебе запомнилось? – спросила бабушка.
- А ну ещё эти, как их? Картины, короче. Была такая картина – в общем, «Утро какой-то там казни». На ней изображена Красная площадь, много людей и среди них – боярыня в чёрном на лошади едет. Боярыня подняла руку, закованную в цепи, и что-то кричит. А ещё картина есть – там Суворов с армией покорять Сибирь на лодках едут. Да-да. Такая битва у них там нарисована! За это Суворова с дочерьми в город Берёзов сослали. Что ты смеёшься, бабушка? Я правду говорю. Ещё видел «Девочку с персиками, освещённую солнцем». И это не всё ещё: есть такая картина – «Мокрый…» то ли лес, то ли пруд, не помню, что. Художник Васильев нарисовал. На картине – поле и небольшое озерко. А за ним – деревня. Всего несколько домов – и то с дырявыми крышами. У домов – коровы, куры, крестьяне.
Про другую расскажу картину. Среди поля – раскидистый заснеженный дуб стоит. Зима, ночь, мороз. Картина как-то по строчке из стихотворения названа, а художник – Шишкин. Да, ещё на этой картине под дубом медведица с медвежатами сидит, греются от мороза. На ещё одной картине – дети в классе в лаптях пример решают. Нам экскурсовод сказала, что эта картина бытального жанра, но я всё равно не понял, что это такое. Вот я как всё хорошо запомнил, не так ли?
- Да уж, - сказала бабушка головой. – Только впредь будь внимательнее в музее.

12. Составьте кроссворд, используя материалы книг по искусству и свои знания. Оформите кроссворд на отдельном листке.

13. Подготовьте альбом или компьютерную презентацию «Жанры живописи».
Работа должна включать:
• схему деления живописи на жанры;
• кратко материал о каждом жанре живописи;
• иллюстрации (вырезать картины из ненужных журналов, сделать ксерокопии, нарисовать самим);
• подписи к иллюстрациям (ФИО художника, название картины полностью; музей, в котором находится картина, год написания картины);
• список книг, которыми вы пользовались.
«Прорекламируйте» свою работу в классе на занятии по истории искусств.

14. Составьте свою собственную выставку картин какого-либо жанра (возможно даже макет своего музея). Нарисуйте эскизы картин (размером 10 на 15). Продумайте экскурсию по своему музею.

15. Составьте анкету на тему «Жанры живописи» и опросите учащихся 2-4 класса художественной школы в свободное от занятий время.
Анкета может быть двух видов:
- с целью проверить, насколько хорошо учащиеся знают раздел «Жанры живописи», тогда вопросы могут быть такими: «К какому жанру относится картина …», «Кто автор картины …», «Какие вы знаете картины такого художника как …»
- с целью узнать, какие художники, жанры живописи и картины больше всего нравятся ребятам, тогда вопросы могут быть такими: «Ваша любимая картина художника …»,
«Нравится ли вам картина …Почему?», «Какие чувства вызывает у вас картина…»
Обратитесь за помощью к учителю.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх