logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Второстепенные члены предложения»

1. Познакомьтесь с текстом. Что вы узнали о дополнении, определении и обстоятельстве?
О том, как король Синтаксис познакомился с второстепенными членами
Однажды король Синтаксис сидел на троне у себя в королевстве и искал в предложении « Веселые ласточки звонко щебетали на крыше» главные члены. Выделил Синтаксис главные члены предложения: «ласточки»- подлежащее, «щебетали»- сказуемое, и хотел, было уже успокоиться, но тут вдруг ему в голову пришла резкая мысль.
- А остальные слова в предложении разве никакими членами не являются?- подумал король.- А как же «веселые»? А «звонко?» А «на крыше», наконец?
-Наверное, и тут есть какая-то своя премудрость!- изрек король Синтаксис и велел позвать к себе Подлежащее и Сказуемое.
-Друзья мои,- сказал король Синтаксис, обращаясь к главным членам предложения.- У меня есть одна идея, не знаю, верна она или нет. Ведь раз в предложении имеются главные члены, то, наверняка, есть еще и неглавные, как вы думаете?
-Ты прав, король,- сказала Подлежащее и Сказуемое.- «Неглавные» члены предложения называются второстепенными. И, если без нас предложение существовать не сможет, то без второстепенных членов оно сохранит свой общий смысл - поэтому, по своей роли, они и получили такое название.
-А какие есть «Второстепенные члены»?- спросил король Синтаксис.
-Их три, - сообщили Подлежащее и Сказуемое.- А зовутся они дополнением, определением или обстоятельством. Впрочем, сейчас ты сам с ним познакомишься.
Первым знакомиться с королем вышло Дополнение.
-Здравствуй, король Синтаксис!- отвесило поклон Дополнение.- Меня зовут просто: Дополнение. Я в предложении отвечаю на вопросы косвенных падежей - ну то есть всех, за исключением именительного. А подчеркиваюсь я пунктирной линией, вот так: _ _ _. К примеру, в предложении «Брат учил сестру плавать» дополнением будет «сестру». «Кого»- вопрос родительного падежа. На него, в частности, я и отвечаю. Встречай моего коллегу, определение!
К королю Синтаксису вышел следующий второстепенный член предложения.
-Добрый день, король Синтаксис!- сказал он. – Меня зовут Определение, в предложении я подчеркиваюсь волнистой линией. А отвечаю я на вопросы «какая?», «какое?», «какие?» и так далее. Вот в твоем предложении «веселые ласточки звонко щебетали на крыше» определением является слово « веселые». Понятно, почему? Задавай вопрос от подлежащего: ласточки «какие?»- веселые. Вот тебе и определение. Ну, будь здоров, король Синтаксис! Встречай моего коллегу, обстоятельство!
К королю тем временем вышел следующий второстепенный член предложения.
-Приветствую тебя, король Синтаксис!- сказал он.
-Я -обстоятельство, рад познакомиться. Отвечаю на вопросы наречий: «где?», «куда?», «зачем?», «почему?»,«откуда?», «как?». Вот потренируйся, король, найди меня в предложении про ласточек.
- Обстоятельство здесь «звонко»!- радостно воскликнул король.- Мы задаем вопрос от сказуемого. Щебетали « как?»- звонко. Звонко - обстоятельство. Кстати, как ты обозначаешься на письме?
- А очень просто!- сказало обстоятельство. – Пунктир-точка, пунктир- точка. Кстати, в предложении про ласточек есть еще одно обстоятельство!
-Я, кажется, понял все!- вставился один из придворных короля Синтаксиса.- Раз обстоятельство отвечает на вопросы наречий, то оно обязательно должно быть выражено наречием!
-А вот и нет,- сказало обстоятельство.- По-вашему, раз подлежащее отвечает на вопросы «кто?» и «что?», то подлежащее обязательно должно быть существительным, а сказуемое - глаголом? Изучая русский язык дальше, вы увидите, что и подлежащее и сказуемое могут быть выражены самыми разнообразными частями речи. И вообще, не стоит путать эти понятия «части речи» и «члены предложения». А с обстоятельством.… Ну, вот хотя бы про второе обстоятельство в предложении про ласточек: Щебетали «где?» На крыше. Пожалуйста! «На крыше»- обстоятельство, потому что отвечает на вопрос «где?», но при этом, заметьте, что это вовсе не наречие, а существительное с предлогом.
-Да, теперь, я чувствую, наша игра усложнится!- сказал король Синтаксис.- Теперь мы будем заниматься разбором предложений. Непростая будет игра, но интересная. Так что, спасибо, друзья!

oprdopobst
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте веселые четверостишия Валентины Волиной. Приведите примеры предложений с этими членами.
Дополнение.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения

Определение.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Обстоятельство.
На вопросы где? Когда?
Как? Откуда и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да-да.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. К королю Синтаксису пришли в гости предложения. Да вот беда: они были нераспространенными. И пришли они к королю с просьбой, чтобы тот их распространил.
Вот такие пришли предложения:
Елка светилась.
____________________________________________________________________________________________________________________
Мчался поезд.
____________________________________________________________________________________________________________________ Кружились птицы.
____________________________________________________________________________________________________________________

4. Составьте рекламный ролик обстоятельства в любой известной вам форме.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Составьте лингвистическую песенку в любой форме (кричалка, пыхтелка, ворчалка, шумелка…) одного из второстепенных членов предложения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте лингвистическую сказку, в которой второстепенные члены предложения отправились в поход. Расскажите, что с ними там могло произойти, как они себя проявили.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх