logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа или только множественного числа»

1. Ребята, вы уже знаете, что слова могут употребляться как в форме единственного, так и в форме множественного числа. Для начала вам разминочное задание: поставьте эти слова в форму множественного числа и составьте с ними предложения. Если хотите, можете составить цельный связный текст.
edch

edch

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте «Сказку про очки» и сделайте список слов, которые употребляются только в форме множественного числа и те, которые употребляется только в форме единственного. Чему учит нас этот текст? Какова его основная мысль?
Сказка про очки
Как-то раз, когда никого не было в доме, маленький сверчок выскочил из-за печки и решил погулять.
Прыгнул на стол он и вдруг увидел старые дедушкины очки.
-Что это за чудо-штуковина?! - застрекотал сверчок. – Как тебя зовут?
-Очки, - глухо сказали Очки. - А штуковина я очень полезная, дедушке без меня никак.
-Ха-ха, а почему ты о себе говоришь во множественном числе?- засмеялся сверчок. - Ты же один, то есть одно! Значит, Очко!
-У меня нет единственного числа, - сказали Очки. - Такие уж мы, что можем употребляться лишь во множественном числе.
-Ха-ха-ха, у них нет единственного! - застрекотал Сверчок.- У всех есть и единственное, и множественное число, а у них нет!
Расстроились даже Очки: сколько лет они уже живут, служат дедушке, и никто над ними не смеялся, что у них нет единственного числа, а тут - какой-то сверчок!
А Сверчок продолжал смеяться:
-Нет единственного числа, нет единственного, вы только посмотрите!
Но тут вдруг на защиту Очков с дедушкиного стола поднялись Ножницы.
-Вот еще, не бывает ни у кого только единственного числа. А у нас? У нас, Ножниц, его тоже нет!
Оглянулся Сверчок – и вправду, у Ножниц нет единственного числа. Тут из-за угла выкатились Сани.
-А мы сколько лет уже служим! – закричали они. – И у нас нет единственного числа! Рано, Сверчок, наехал на Очки. Как бы мы, по-твоему, «Саня» образовали бы единственное число?

-А у меня нет множественного, - сказала Соль. – Я одна, и все тут. И брат мой, Сахар, тоже один. Ну, что скажешь, Сверчок? Чья правда?
-Кстати, и слово «правда» тоже не имеет множественного числа, - сказали Очки, - и слова «добро», «зло», «веселье» тоже не имеют множественного числа!
Ничего не ответил Сверчок, оглянулся по сторонам и ускакал обратно к себе за печку. Понял он, что понапрасну смеялся над очками, и что не только они не имеют единственного числа. Многие слова в языке, оказывается, имеют только множественное или только единственное число! И решил тогда Сверчок сначала уму-разуму поучиться, а лишь потом смеяться над другими…

mnch

mnch

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подберите как можно больше слов, которые употребляются в форме единственного или множественного числа. Составьте с ними словосочетания или предложения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Составьте предложения со словами, которые имеют только форму одного числа по следующей схеме:
Прилагательное + существительное в форме единственного или множественного числа + глагол прошедшего времени +…

Папины брюки висели на спинке стула
__________ножницы____________________________________________________________________________________________________
____________утро_____________________________________________________________________________________________________
_________________молоко______________________________________________________________________________________________
____________золото___________________________________________________________________________________________________
_________________детство_____________________________________________________________________________________________
Попробуйте составить юмористические предложения по этой же схеме:
Весёлые ворота плясали под музыку
___________грабли_____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте весёлую историю, которая даст ответ на вопрос: «Почему слова «брюки», «грабли», «штаны», «заморозки» имеют только форму множественного числа, а слова «детвора», «синева», «соль», «масло», «молодёжь» - только единственного числа».
Варианты: 1) задайте этот вопрос своим друзьям, родителям, родственникам. Как бы они ответили?
2) Составьте как можно больше версий, почему часть существительных дружит только с единственным числом, а часть – только с множественным числом.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте занимательную историю «Как ножницы и брюки пытались приобрести единственное число?» (вариант: хотели подружиться с единственным числом). Что из этого могло получиться?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составьте 5 предложений, в которых бы слова сыр, вода, песок употреблялись в форме множественного числа, но с изменением оттенка значения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх