Задания по теме «Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа или только множественного числа»
1. Ребята, вы уже знаете, что слова могут употребляться как в форме единственного, так и в форме множественного числа. Для начала вам разминочное задание: поставьте эти слова в форму множественного числа и составьте с ними предложения. Если хотите, можете составить цельный связный текст.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте «Сказку про очки» и сделайте список слов, которые употребляются только в форме множественного числа и те, которые употребляется только в форме единственного. Чему учит нас этот текст? Какова его основная мысль?
Сказка про очки
Как-то раз, когда никого не было в доме, маленький сверчок выскочил из-за печки и решил погулять.
Прыгнул на стол он и вдруг увидел старые дедушкины очки.
-Что это за чудо-штуковина?! - застрекотал сверчок. – Как тебя зовут?
-Очки, - глухо сказали Очки. - А штуковина я очень полезная, дедушке без меня никак.
-Ха-ха, а почему ты о себе говоришь во множественном числе?- засмеялся сверчок. - Ты же один, то есть одно! Значит, Очко!
-У меня нет единственного числа, - сказали Очки. - Такие уж мы, что можем употребляться лишь во множественном числе.
-Ха-ха-ха, у них нет единственного! - застрекотал Сверчок.- У всех есть и единственное, и множественное число, а у них нет!
Расстроились даже Очки: сколько лет они уже живут, служат дедушке, и никто над ними не смеялся, что у них нет единственного числа, а тут - какой-то сверчок!
А Сверчок продолжал смеяться:
-Нет единственного числа, нет единственного, вы только посмотрите!
Но тут вдруг на защиту Очков с дедушкиного стола поднялись Ножницы.
-Вот еще, не бывает ни у кого только единственного числа. А у нас? У нас, Ножниц, его тоже нет!
Оглянулся Сверчок – и вправду, у Ножниц нет единственного числа. Тут из-за угла выкатились Сани.
-А мы сколько лет уже служим! – закричали они. – И у нас нет единственного числа! Рано, Сверчок, наехал на Очки. Как бы мы, по-твоему, «Саня» образовали бы единственное число?
-А у меня нет множественного, - сказала Соль. – Я одна, и все тут. И брат мой, Сахар, тоже один. Ну, что скажешь, Сверчок? Чья правда?
-Кстати, и слово «правда» тоже не имеет множественного числа, - сказали Очки, - и слова «добро», «зло», «веселье» тоже не имеют множественного числа!
Ничего не ответил Сверчок, оглянулся по сторонам и ускакал обратно к себе за печку. Понял он, что понапрасну смеялся над очками, и что не только они не имеют единственного числа. Многие слова в языке, оказывается, имеют только множественное или только единственное число! И решил тогда Сверчок сначала уму-разуму поучиться, а лишь потом смеяться над другими…
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подберите как можно больше слов, которые употребляются в форме единственного или множественного числа. Составьте с ними словосочетания или предложения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте предложения со словами, которые имеют только форму одного числа по следующей схеме:
Прилагательное + существительное в форме единственного или множественного числа + глагол прошедшего времени +…
Папины брюки висели на спинке стула
__________ножницы____________________________________________________________________________________________________
____________утро_____________________________________________________________________________________________________
_________________молоко______________________________________________________________________________________________
____________золото___________________________________________________________________________________________________
_________________детство_____________________________________________________________________________________________
Попробуйте составить юмористические предложения по этой же схеме:
Весёлые ворота плясали под музыку
___________грабли_____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
5. Составьте весёлую историю, которая даст ответ на вопрос: «Почему слова «брюки», «грабли», «штаны», «заморозки» имеют только форму множественного числа, а слова «детвора», «синева», «соль», «масло», «молодёжь» - только единственного числа».
Варианты: 1) задайте этот вопрос своим друзьям, родителям, родственникам. Как бы они ответили?
2) Составьте как можно больше версий, почему часть существительных дружит только с единственным числом, а часть – только с множественным числом.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Составьте занимательную историю «Как ножницы и брюки пытались приобрести единственное число?» (вариант: хотели подружиться с единственным числом). Что из этого могло получиться?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Составьте 5 предложений, в которых бы слова сыр, вода, песок употреблялись в форме множественного числа, но с изменением оттенка значения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________