logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Инфинитив»

1. Прочитайте миниатюру Феликса Кривина и ответьте на вопрос «На каких свойствах инфинитива она построена?»
Лентяй-Инфинитив
Сказал как-то Инфинитив:
-Эх вы, разве так надо спрягаться! Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
-Время мы тебе найдём. Какое, настоящее или прошедшее?
-Лучше будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный глагол.
Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.

2. Составьте словесный портрет Инфинитива, исходя из его грамматических свойств.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитайте ещё одну лингвистическую миниатюру про лентяя-Инфинитива и нарисуйте его портрет
В некотором царстве, языковом государстве жил-был Инфинитив. Лежал он веками на полатях в своём тереме, время шло, а он о нём и понятия не имел, о лицах – тоже. Никто к нему на огонёк не заглядывал, ни с кем он дружбу не водил. Были когда-то, правда. у него друзья – Имя Существительное и Местоимение, с которыми он даже в родстве состоял. Но потом отдалился от них, перестал общаться, а сейчас и вовсе не признаёт их родственниками.
Не с кем Инфинитиву и словом перемолвиться. Была когда-то в тереме Печь, да и та сбежала, не вынесла скуки. «Я,- говорит, - жить хочу! Хочу пироги печь, гостей принимать, своим теплом людей согревать, а не влачить жалкое существование! Люди надо мню смеяться начали, потому что я невольно на тебя, лежебоку-Инфинитива похожа стала! Вот, извольте, я уже могу выражаться только в вашей неопределённой форме, совсем разучилась разговаривать!»
И с этими словами ушла Печь куда глаза глядят.
Много ли, мало ли времени прошло, но стал Инфинитив тосковать, да на судьбу свою сетовать:
-Есть у меня и совершенный вид, и несовершенный, да что толку? Совершать-то нечего, да и не с кем!.. Я и переходным быть могу, и непереходным, а какой в том прок! Переходить-то не на что! Разве что от скуки возвратным сделаться могу. – И так Инфинитиву стало жалко самого себя, что от жалости этой он горько заплакать… то бишь, заплакал.
И вот в одно прекрасное утро слышит Инфинитив за окном стук да гром великий.
-Кто стучать? Что греметь? – испуганно вопрошает он, выбегая босиком на крыльцо. Глядь – а перед теремом его Печь – весёлая, помолодевшая, загорелая!
-Здравствуй, лежебока! Узнаёшь меня? – смеётся Печь. – Говорить-то совсем уж разучился? Лопочешь. словно иноземец. Да выходи на двор, не бойся! Гляди хорошо-то как: солнце светит, трава растёт, цветы цветут…
-Как это растут, цветут… Расти, цвести – ты хотеть говорить, сказать?
-Ну вот, - огорчилась Печь. – И наклонения свои забыл начисто. Да ведь цветы действительно растут и цветут сейчас и всегда расти и цвести будут! Да ты наклонись, понюхай – как они прекрасно пахнут!
-Как это – наклонись? – снова не понимает Инфинитив.
-Вот задача,- хлопает себя Печь по бокам. – Ну как тебе объяснить повелительное наклонение? Я велю тебе: наклонись, а ты не наклоняешься. Тогда я прошу тебя, наклонись, пожалуйста! И ты, если не забыл вежливые формы обращения, теперь уж должен наклониться. Наклониться и понюхать цветы.
-Я бы наклонился, да… отвык уже, - смущается Инфинитив.
-Отвык! Ещё бы не отвык! Ты посмотри на себя! На кого похож!? Толстый, неповоротливый стал от лени. Какая-то неопределённая форма! Будут теперь тебя звать Инфинитив – Неопределённая форма!
-Да я бы… Я бы… С удовольствием наклонился…
-Ну вот, - обрадовалась Печь. - Ты уже сослагательное наклонение вспомнил, молодец! Знаешь что: бросай ты свой старый терем, поедем по белу свету! Емеля на царевне женился, у меня теперь свободное место. Но учти: рассиживаться на себе долго не дам. Поездишь, бел свет повидаешь, с другими частями речи познакомишься – и за работу. Идёт?
- Кто идёт? Куда идёт? – не понял Инфинитив.
-Поглупел ты, однако, в одиночестве и безделии,- укоризненно покачала дымоходом Печь. – « Идёт» - это значит «согласен». Ясно?
- Ясно! Согласен! – просиял Инфинитив. – Пора мне, действительно, определяться, да за дело приниматься. Поехали!
И поехал Инфинитив в люди. Давно уже его перестали лежебокой считать. Таким работягой стал, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А называть его всё-таки продолжают и Неопределённой формой, и Инфинитивом. (Арсирий «Путешествие с дедом-Всеведом», с. 203)

4. О каких наклонениях глагола идёт речь в лингвистической миниатюре? Приведите примеры глаголов в каждом из наклонений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь давайте потренируемся. Вернее, поможем Инфинитиву сделать физическую зарядку, а то как бы он снова лежебокой не сделался!
Образец:
Цвести – цвёл – цвёл бы – цвети;
Лететь – летел – летел бы – лети.
Нести –
Писать –
Читать –
Строить –

letat

letat

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы знаем, что есть краткие формы прилагательных, а вот в энциклопедии «Русский язык. Языкознание. Аванта+» есть интересная рубрика «Краткая форма глагола». Вот текст этой статьи:

Вдруг слышу крик и конский топ.
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спряталась за печку.
А. С. Пушкин. «Жених»
Выделенное слово похоже на междометие. Но междометия не бывают сказуемыми, не управляют существительными. А хлоп – сказуемое (я… хлоп), оно управляет существительным (дверью хлоп), как глагол хлопнуть (сравните: хлопнуть дверью). Хлоп – это особая форма глагола хлопнуть. Она сохраняет значение времени (прошедшее) и значение вида (совершенный). В отличие от особой формы прошедшего времени она не изменяется ни по родам, ни по числам. Такая форма глагола называется краткой.
Краткая форма глагола образуется только от глаголов совершенного вида, причём не от всех, а только от тех, которые обозначают резкое мгновенное действие. Вот три примера из басен И. А. Крылова: «Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, / Тихохонько Медведя толк ногой…»; «Левей, левей! и с возом – бух в канаву!»; «Тут рыцарь прыг в седло и бросил повода».

5. Поставьте инфинитивы в нужную форму
Как-то утром я (позвать) свою печь и (сказать): (везти) меня поскорей на речку! (Хотеть) искупаться!
(Запыхтеть) печь, (нахмуриться): - А кто же (испечь) пироги? А (согреть) комнату?
- Ничего не (знать)! – (пробормотать) я. – (Везти) меня, (хотеть) плавать и загорать.
- Ну (садиться) на меня, - (заворчать) печка. – Да (поехать).
Я (запрыгнуть) на лежанку, и тут печка (затрещать), дым из неё (повалить), и мы (тронуться).
Напишите продолжение по одному из вариантов сюжета:
- К реке Инфинитив с печкой поедут по дороге, где будут сплошные ямы и кочки, такие, что Инфинитив будет непрерывно трястись и никакой «Сладкой прогулочки» у него не получится;
- Инфинитиву настолько понравиться купаться в речке и отдыхать на природе, что он сам захочет здесь остаться и отправит печку домой;
- Трагический финал: даже подъехав к реке, Инфинитиву будет лень прыгать в воду, и он заставит печь нырять вместе с ним. Тут-то печь и потонет, а Инфинитив по-другому посмотрит на мир…

Если хотите, составьте свой вариант продолжения истории. По желанию, сделайте иллюстрации.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Используя инфинитивы, составьте распорядок своего дня на воскресенье. Как это сделать? Да просто задайте себе вопрос: «Что должен сделать в этот день?».
Если хотите, можете составить шуточный список дел:
1) – для половой швабры;
- для зубной щётки
- для собаки Жучки.
2) – для крокодила Гены;
- для волка из «Ну, погоди»;
- для кота Матроскина.
Выделите Инфинитивы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх