logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Местоимение»

1. Сегодня к нам в гости пришла интересная часть речи – местоимение! Какую роль выполняет местоимение в русском языке?
Об этом мы узнаем, прочитав следующую миниатюру.

Достойная замена.
- Будьте любезны,- обратилось как-то Имя Существительное к Местоимению. - Займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило…
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей- местоимений. Заменители имен такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения Он, Она, Оно, Они могут заменить любое существительное. (Валентина Волина)

Объясните смысл названия миниатюры
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте веселую миниатюру и попробуйте определить жанр. До какого момента оно кажется непонятным и даже нелепым?  Какие картины вызывает в вашем воображении стихотворение?

Он, она, оно.
Мое стихотворение-
Про местоимения…

Утром-
Так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой Жар-птицей

А стемнеет - ОН придет:
Тоненький,
Смущенный,-

Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА.
В пелене тумана.
Круглолица и бледна,

Словно Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна (Е. Кай)

3. Надеемся, вы определились с жанром верно. Найдите несколько загадок, где бы встречались местоимения. Составьте свою загадку с использованием слов данной части речи
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подумайте, может ли быть понятен текст, в котором вместо существительных употребляются местоимения?
Сказали МНЕ, что с нею ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать не могу.
МЫ ВАМ ЕЕ, ОНА ВАМ ИХ
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для них,
А МЫ с НИМ - К НЕЙ от ВАС.
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ,-
ЭТО все тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ (Л. Кэрролл).
Определите лицо и падеж выделенных местоимений.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. Например, в рассказе Максима Горького «Макар Чудра» они составляют 17% к общему количеству слов, в драме Александра Николаевича Островского «Гроза»- около 20%.
Можно встретить фразы, где мысль раскрывается почти при помощи одних местоимений: «Остается попробовать, такое ли у рады моей крепкое сердце, каким она мне его показывала» (М. Горький). Или: «С меня и того довольно, что она меня любит» (А. Островский).
Отсюда понятна необходимость серьезного и вдумчивого изучения местоимений, помогающих нам понять многообразие и гибкость нашего языка. (Александрович, с 130)

5. Проведите такой эксперимент: выпишите из любой сказки (народной, авторской) все местоимения, которые вам встретятся. Определите у пяти них род, лицо, число, падеж
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте словесный портрет одного из выбранных вами местоимений. Опишите его характер, внешний вид. (Существительные какого рода являются для него коллегами? А какого лица это местоимение? Где оно может использоваться в речи)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх