logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Прочитайте сказку Валентины Волиной «Глагол и его друзья» и сформулируйте определение, что такое глагол.

Глагол и его друзья
Жил-был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Шёл-шёл видит – сидит Существительное на камушке и плачет.
-Что ты так пригорюнилось?
-Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.
-Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство только в труде.
Шли-шли и встретили Прилагательное грустное, тихое, молчаливое.
-Что ты кручинишься, Прилагательное?
-Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Хочется поработать, да не знаю, где.
-Пойдём с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда.
Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы «Что делать?», «Что делает?», «Что сделают?» и т.д.
Существительное получило сразу две должности. Он служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей.
А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!

2. Составьте рассказ-миниатюру на тему «Весна в лесу», использовав максимальное количество глаголов.

3. Составьте визитную карточку глагола, в которой будет сказано, как изменяются глаголы, на какие вопросы отвечают и что обозначают, каким членом предложения является. Воспользуйтесь информацией учебника.

4. Составьте несколько кадров из воображаемого мультфильма «Жизнь глагола». Помните, что жизнь у Глагола очень деловая: он ни минуты не сидит на месте, всё что-то делает. Тем более, ему некогда лениться. Оформите свои кадры мультфильма ярко, красочно и презентуйте в классе свой проект.

5. Прочитайте стихотворение «Я учу глаголы» В. Воскобойникова. Выпишите из него все глаголы и их глагольные формы.
Я учу глаголы

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк,
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот.
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед…
(Он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! Предлагаем вам интересную игру – «Антидиктант». Интереснее всего соревноваться командами по несколько человек. Кто-то медленно диктует играющим маленький текст. Они должны записать его, сделав все возможные орфографические ошибки и не сделав ни одной невозможной (не должно быть описок). Некоторые ошибки будут маловероятными, например, написание «Козьдь» (кость), но, если они в принципе возможны, они должны быть сделаны. Нужно заранее решить, возможны ли графические ошибки, например, «Йолка» вместо «ёлка».

Командам предоставляется время (около пяти минут) для того, чтобы написать текст по правилам игры. Когда время истечёт, каждая команда должна медленно прочитать свою запись вслух. В это время вносить в текст изменения уже нельзя. За каждую правильно допущенную ошибку команде начисляют балл, за каждую лишнюю – балл отнимают. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.
Сначала кажется, что нет ничего легче, чем наделать побольше ошибок… Но попробуйте – и вы убедитесь: работа эта требует ещё большего внимания и сосредоточенности, чем грамотное письмо! Интересно, что лучше всего удаётся антидиктант тем, кто обычно пишет очень грамотно, даже если правил совсем не знает, т.е. людям с развитой «орфографической зоркостью».
Вот текст детского стихотворения Агнии Барто, записанный по правилам игры «Антидиктант» (графических ошибок в тексте нет)
Я люблю сваю лашатку,
Пречишу ей шорздку глатка,
Грибижком преглажу хвозьтик
И вирхом паеду ф гозьти.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх