logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Заключение о результатах обсуждения проекта Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации.

Обсуждение состоялось (16.11.15 г. – 22.11. 2015 г.), местное отделение ЯРО АССУЛ, Ярославский МР. В обсуждении приняли преподаватели 7 школ в количестве 22 человек.

Ознакомившись с текстом проекта Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации (представители местного отделения ЯРО АССУЛ пришли к следующему заключению:

 

Раздел (пункт) Концепции Текст Концепции в авторской редакции Исправленный вариант/замечания/предложения
Введение

Значение предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования.

Проблемы изучения русского языка и литературы

Особенности преподавания русского языка как неродного и иностранного

Пути решения проблем преподавания русского языка и литературы

Цель концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации - обозначить проблемы, существующие в сфере преподавания этих учебных предметов в школах разных типов

Если на базовом уровне очевиден приоритет проверки коммуникативной компетенции учащихся, то на углубленном уровне на первый план выходит языковая компетенция, уровень которой должен позволять учащимся решать лингвистические задачи, продолжать обучение в высших учебных заведениях по принятым в них программам.

Необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный. На базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью. Профильный уровень ЕГЭ по русскому языку предназначается для учащихся, которые планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях филологической и лингвистической направленности».

Существовавший много десятилетий внешний стимул (в виде обязательного выпускного и вступительного сочинения по литературе) сегодня отсутствует.

В современных программах по литературе не всегда уделяется должное внимание произведениям современной литературы (в том числе таких, которые адресованы конкретным возрастным группам), рассказывающим о жизни и проблемах современных детей и подростков. Опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми очень важен для школьника и может плодотворно дополнить его читательский опыт, приобретенный при чтении произведений из «золотого канона» русской классики, которые в обязательном порядке присутствуют в школьных программах.
Литературу нужно изучать не только для того, чтобы «знать» прочитанное за школьные годы, но и для того, чтобы сформировать интерес к чтению, который будет устойчиво влиять на развитие личности человека и после окончания школы.
В существенных коррективах также нуждается и оценка качества работы учителей русского языка и литературы. Ориентация главным образом на результаты ЕГЭ и олимпиад в значительной степени не соответствует специфике гуманитарного образования. Сегодня аттестация учителей зачастую носит формальный характер, не стимулирует педагогов к развитию, не способствует профессиональному росту и творчеству.

По этой причине наиболее рациональной и эффективной является такая организация образования, при которой обучение основным предметам образовательной программы ведется на русском языке с начального этапа на всей территории Российской Федерации.
"введение образовательного модуля в систему педагогического образования, обеспечивающего готовность любого учителя к реализации профессиональной деятельности в условиях многоязычной среды; реализация системы повышения квалификации педагогических работников в области методики преподавания русского языка как неродного"
Необходимо учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на «Концепцию филологического образования. Русский язык и литература», разработанную по инициативе Ассоциации учителей литературы и русского языка, а также на действующие Примерные основные образовательные программы (ПООП)

При изучении русского языка необходимо использовать всё разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Корпус текстов должен формироваться с учетом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.

Содержание программ должно учитывать различие уровней подготовки обучающихся, их читательского опыта. Важное место в программах должно занять развитие навыков самостоятельного чтения, анализа и понимания литературных произведений.

В цели Концепции заявлено, что проблемы в сфере преподавания предметов «Русский язык», «Литература» будут обозначены в школах разных типов. Большое внимание уделено преподаванию русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды, однако ничего не сказано о проблемах преподавания двух этих дисциплин для обучающихся с ОВЗ, вечерних школ.

Согласны с положениями данного раздела.

Данное положение должно стать ключевым при разработке КИМов по русскому языку не только для 11 класса, но и для 9 класса, так как этот подход основан на культурно - исторической концепции Л.С. Выготского и опирается на теорию учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Все это позволит обучающимся определиться с дальнейшей судьбой, т.е. либо получать рабочую специальность, освоив базовый уровень, либо продолжать образование, осваивая повышенный уровень. Таким образом, решится проблема с конкурсной основой в вузах.

Среди коллег разошлись мнения относительно введения ЕГЭ на двух уровнях. Были и такие мнения: «Считаем нецелесообразным введение двух уровней ЕГЭ, потому что это будет уже НЕ ЕДИНЫЙ экзамен. Просто задания ЕГЭ должны быть разного уровня сложности (в принципе сейчас так и есть), дети, лингвистически хорошо образованные, справятся с повышенным уровнем сложности в заданиях, а дети, имеющие так называемые базовые знания, соответственно наберут меньшее количество баллов. Всё по-честному».

Не согласны с этим утверждением, а как же итоговое сочинение в 11 классе, которое предполагает знание программных произведений, изученных и в 10-11 классах. Это сочинение сегодня является стимулом для изучения классической литературы.

Хотелось бы, чтобы авторы концепции уточнили список «золотого канона» русской классики.

Полностью согласны с данным положением. Можно добавить и то, что изучение литературы также способствует развитию умения понимать и интерпретировать любой текст.

Нужна новая система аттестации учителей, направленная на творческое развитие каждого педагога.

Полностью согласны с данным положением, так как русский язык - это государственный язык РФ

Каким образом это будет происходить, как учитель будет справляться с такой задачей? В РФ проживает большое кол-во людей разных национальностей, носителей разных языков, соответственно учитель должен будет знать особенности всех предполагаемых языков? Когда в таком случае он будет заниматься самообразованием по своему предмету и готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ? Для реализации данного модуля должны быть созданы специальные ресурсные центры, где будут обучать детей - билингвов специально подготовленные кадры.

Необходимо скорректировать формулировку:
При изучении русского языка необходимо использовать всё разнообразие текстов художественной литературы
(классической и современной) и тексты разных функциональных типов. Тексты должны формироваться с учётом возрастных , этнокультурных особенностей восприятия школьников.

Cодержание программ должно учитывать уровень подготовки обучающихся, их читательский опыт. Важное место в программах должно занять развитие навыков самостоятельного чтения, анализа и понимания литературных произведений.

Коллеги выразили особое согласие по следующим моментам:
- Согласны, что дистанция между психологически-возрастным уровнем современного школьника и уровнем сложности текста, который ему предлагают, часто не соответствует речевому опыту современного школьника.
- Действительно, не уделяется должного внимания произведениям современной литературы (для конкретных возрастных групп)
-Количество произведений нужно привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, чтобы иметь возможность полноценного чтения произведения
- Целиком и полностью поддерживаем мысли авторов концепции, приведённые в нижеследующем абзаце: Современный учитель русского языка и литературы нередко вынужден значительный объем рабочего времени тратить на соблюдение многочисленных контрольных предписаний и норм, имеющих лишь опосредованное отношение к преподаванию языка и литературы как таковому. Повседневный контроль зачастую создает атмосферу недоверия к творческим поискам педагога, чрезмерно детальное планирование не только системы уроков на год вперед, но и каждого конкретного урока (с созданием рекомендованной некоторыми методистами подробной технологической карты), равно как и требование жестко следовать календарно-тематическому плану в значительной мере затрудняют подлинное взаимодействие с детьми, постигающими произведение искусства.
-Абсолютно согласны, что нельзя объединять в старших классах предметы «Русский язык» и «Литература»!

Заключение по результатам обсуждения:

Рекомендовать к доработке с учетом сделанных замечаний.

Ответственный за исполнение: Бутусов Алексей Владимирович, учитель русского языка и литературы, руководитель местного отделения ЯРО АССУЛ (Ярославский МР)

23.11. 2015 г.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх